Магический Оазис

всё о тайнах магии, предсказательные техники
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Все неизвестное принимается за великое. История Таро

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Адора
Admin
Адора


Сообщения : 14716
Дата регистрации : 2016-03-22
Возраст : 47

Все неизвестное принимается за великое. История Таро Empty
СообщениеТема: Все неизвестное принимается за великое. История Таро   Все неизвестное принимается за великое. История Таро EmptyПт 05 Авг 2016, 21:35

1
Давным давно известно, что картежники — самый суеверный народ на свете. И действительно, ни одна игра не овеяна таким фантастическим ореолом, как карты. Используемые и для гадания, карточные символы в течение веков владели людским воображением. Многие произведения русских писателей XIX века были посвящены этой теме, и всегда карты имели фатальный, магический смысл. Надо отметить, что в России этому немало способствовал небезызвестный граф Калиостро, который, несмотря на запрет Екатерины II и высылку, успел таки запудрить мозги российскому дворянству, кои оно доверчиво подставило заезжему "волшебнику". Знаменитый исследователь русской классики Ю.М. Лотман отмечал в своей работе "Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века", что карты стали "центром своеобразного мифообразования эпохи". Да и просвещенный XX век имел тенденцию восхищенно замирать, глядя в лукавые глаза гадалки, вооруженной колодой Таро, или исподтишка три раза поплевывать на игральные карты. Откуда же взялся такой "магический" туман вокруг карт и, в частности, вокруг Таро? Обратимся к истории.

В литературе, посвященной картам Таро приводится множество легенд, уводящих историю возникновения колоды в глубокую древность, очевидно, с целью придать ей большую значимость в глазах "недоросших" потомков. При беспристрастном изучении историю Таро можно разделить на два периода: мифический и достоверный.

Мифический период начинается, хотя и не с первобытнообщинного строя, но с Древнего Египта. По наиболее распространенной легенде, древнеегипетские жрецы, желая передать тайную информацию следующим поколениям, зашифровали ее в символах Таро, понятных только посвященным. Колода в виде 78 золотых пластин хранилась якобы в Александрийской библиотеке и чудом уцелела при знаменитом пожаре. По другой версии 78 картин Таро были расположены в подземной галерее древнего египетского храма и служили для обучения неофитов основам тайного знания. Есть также вариант этой легенды, в котором говорится, что группа мудрецов, предвидевших пожар в Александрийской библиотеке, собралась в городе Фес (Марокко) на экстренное заседание по этому вопросу. Поскольку мудрецы приехали из разных стран и общаться на одном языке не могли, художники создали некий символический язык, общеупотребительный, вроде эсперанто. Существует мнение, что мудрецы взялись писать книгу, содержащую всю мудрость мира, а чтобы она, не дай Бог, не исчезла, они сокрыли ее в форме игры, полагая, что в таком виде книга будет сохраннее, так как азартные игры уничтожить сложнее, чем любые книги. Есть также предположение, что карты изобрел один аббат, чтобы с помощью высшей мудрости вернуть разум одному из французских королей, который страдал слабоумием. Словом, аббат пытался обучить его по картинкам, как современные педагоги-дефектологи. Некоторые авторы утверждали, что Таро — наследие Атлантиды. Но все-таки, чемпионом туманных гипотез мы считаем Е.П. Блаватскую, которая решив, что и Египет недостаточно таинствен и древен, чтобы быть колыбелью Таро, высказалась так:"...оно родилось в таинственной области, определить местонахождение которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадежности у географов и христианских теологов, — области, в которой Браман поместил свою Kailasa, гору Меру и Parvati Pamir, извращенный греками в Парапамиз". Таковы мифы о Таро. Памятуя старинную присказку — "сказка — ложь, да в ней намек", попытаемся выделить рациональное зерно из всего вышеизложенного. Для начала необходимо ознакомиться с историей игральных карт.

История игральных карт начинается с 1120 года: именно в это время в Китае, по свидетельству словаря Чинг-Цзе-Тунга, появилась игра, в которой использовались тонкие пластинки из слоновой кости с символическими рисунками. Китай, как известно, уже со 2-го в. до н.э. оживленно торговал со странами Передней Азии, а позднее, и с Европой. Да и Европа, со времен первых крестовых походов (1118 год) имела доступ в страны Азии и Африки. Поэтому, так или иначе, карты проникли в Европу и привились. Первое документальное упоминание о них (в Европе) относится к 1367 году, когда в Берне был издан указ о запрещении карточной игры. В 1379 году итальянский живописец Николо Кавелуццо вносит в хронику своего родного города следующие известие: "введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб". Древние карты были весьма похожи на современные, лишь различаясь немного в изображении мастей. Древнейшая карточная игра в Италии называлась Тарок, а карты "тароччи", что возможно обусловило название колоды Таро.

Первые игральные карты, реально напоминающие Таро — колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником 15-го столетия Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. На картах этой колоды не было ни номеров, ни букв еврейского алфавита, ни надписей или астрологических символов, находящихся на современных картах Таро. Прошло 40 лет, и появилась колода с изображениями классических богов и астрологических символов: игральные карты приобретают все более сложный облик, приближаясь по значению к Таро.

Теперь пришло время внести некоторую ясность в мифический период истории Таро. Для этого воспользуемся теми скудными документальными источниками, которые отражают этот период. Первый, и самый достоверный документ — сами карты. Известно, что в картинках наиболее древних колод, датируемых 15-м веком, нет и намека на древнеегипетский символизм. Хоть Kircher в работе "Oedipus Aegiptiacus" (1652-1654) и дает египетские карты, это кажется сомнительным, так как в это время сведения о Древнем Египте ограничивались античными источниками, не всегда достоверными, а иероглифическое письмо Египта было расшифровано лишь в 19-м веке. Индия также не могла быть родиной Таро, так как философия этой страны не имеет ничего общего со смысловой подоплекой карт. По мнению Е.П. Блаватской: "Истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском музее." И правда, в древневавилонских легендах есть много общего с сюжетами Таро, что неудивительно, так как наука христианского времени была под сильным влиянием древнееврейской и халдейской идеологии. Определенная общность символизма Таро и вавилонских изображений несомненно есть, но утверждать, что вавилонские цилиндры — точный прототип Таро, было бы слишком опрометчиво.

В Таро широко используется аллегорический рисунок, свойственный алхимической литературе эпохи Возрождения. Следует так же заметить, что в картах встречается множество христианских образов и атрибутов, например: в старых колодах Папесса (Старший Аркан II) нарисована в монашеской рясе, в короне, с крестом и книгой в руках — эта аллегория традиционно изображала истинную христианскую церковь, а на карте Мир (Старший Аркан ХХI) мы можем увидеть символы четырех евангелистов. Итак, включая в себя самые разные элементы восточных культов, Таро все-таки остается продуктом европейского средневековья. Единственным возражением против этой гипотезы может служить отсутствие в символике Таро образа Христа, но об этом будет сказано ниже.

Важной вехой в нашем исследовании послужит нечто, уже реально похожее на Таро — "философская машина", изобретенная алхимиком и философом Раймондом Луллием, и описанная им в книге "Великое искусство" в 1274 году. Но заметим, что конкретно о Таро Луллий не упоминает, несмотря на то, что он был весьма просвещенным человеком своего времени и от него едва ли ускользнула бы такая вещь, как Таро. А к началу 16 века (1500 год) выходит в свет рукопись "Sermones de Ludo cum Alis", где приведен список Старших Арканов Таро с их современными названиями. На основании этих данных можно предположить, что Таро, как философское явление начало свое развитие, примерно, с конца 14-го века. Естественно, возникает вопрос: зачем надо было так усложнять простые игральные карты, наполняя их философской символикой? Оказывается, в Европе карты применялись иногда в педагогических целях: появлялись колоды с географическими, историческими, хронологическими сведениями. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове, Томас Мернер, в своем сочинении "Chartiludium logicae", учил логике по картам, разделяя ее положения по мастям. В связи с этим сразу вспоминаются наши современные студенты: карточки, с написанными на них основными сведениями, при подготовке к экзаменам были очень удобны. Неужели Таро — всего лишь набор своеобразных "шпаргалок" для изучения оккультной философии? Откуда же такой налет магизма и тайны, окружающие их?

Вернемся к размышлениям о создателях Таро и целях, которые они при этом преследовали. В легендах как создатели Таро упоминаются: древнеегипетские жрецы, восточные мудрецы, аббат. Между этими персонажами есть определенная общность — все они владеют неким знанием, которое недоступно другим, и возможно, в случае обнародования, может повредить своим создателям. В средневековой Европе такими знаниями обладали, в основном, монахи, следовательно, скорее всего, авторство Таро принадлежит священнослужителям, составлявшим клан, внутри которого была известна смысловая нагрузка символов Таро. Прибавим к этому, что в средние века церковники довольно активно занимались астрологией, алхимией и другими оккультными науками. Также заметим, что в начале развития европейской цивилизации все знания черпались, если не считать античных источников, на юго-востоке — в Азии и Африке. Теперь разберемся, какие монашеские ордена побывали в азиатско-африканских странах, несомненно, это участники крестовых походов: госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы. Из этих трех орденов наиболее были увлечены религиозно-философской проблематикой тамплиеры. Возможно, нахватавшись восточной премудрости в дальних странствиях, они и впали впоследствии в ересь, за что весьма пострадали в 1307 году во Франции при Филиппе Красивом.

Итак, 13 ноября 1307-го года орден был разогнан и побит, руководители вскоре осуждены и отправлены на костер, а уцелевшие рядовые рыцари-храмовники, напуганные и изувеченные, разбежались по всей Европе. Долгое время (почти четыре века) тамплиеры во Франции были на нелегальном положении, но поскольку свою линию восприятия христианства они все же гнули, может быть Таро стало своеобразной азбукой ордена Храма? А после того, как великий магистр Жак де Моле проклял на костре разорившую орден королевскую династию, и проклятие начало исполняться с ужасающей точностью, рыцарей Храма, и до разгрома ордена пользовавшихся дурной славой, стали упоминать уже в связи с колдовством, мистикой. Может быть, именно такая зловещая слава толкнула использовать Таро для гадания?

Рассмотрим повнимательнее сами карты. Есть ли в картинках хоть намек на тамплиерскую ересь? Оказывается, есть.

Во-первых, несмотря на то, что Таро — продукт христианской эпохи, в его символике нет образа Христа, а тамплиеры были объявлены еретиками именно за то, что не признавали Его божественности.

Во-вторых, в Таро имеется другой образ, упоминаемый в тамплиерских рукописях — образ Повешенного (XII Старший Аркан): "Крест Христа не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг".

В-третьих, тамплиеров обвиняли в поклонении идолу Бафомета (Сатаны), а такой образ в Таро имеется — XV Старший Аркан.

Итак, можно высказать предположение, что карты Таро — не что иное, как странички тайной доктрины тамплиеров, которая в результате долгих скитаний отверженных храмовников могла попасть к цыганам, а уж цыгане приспособят для гадания что угодно, и каких только чудес не порасскажут охочей до тайн публике. Но эта гипотеза также сомнительна, как и остальные.

Весьма бурный всплеск интереса к Таро пришелся на XVIII век, совпадая, между прочим, с реставрацией тамплиерства: в это время тамплиеры были оправданы, и соединены с масонами, образовав Орден св. Андрея и Шотландского Чертополоха. В этот период французский оккультист Сен-Мартен выпускает книгу "Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной", где имеется 22 главы, комментирующие Старшие Арканы Таро. А между тем, колесит по всему свету Джузеппе Бальзамо — Калиостро, показывая разные фокусы и попутно рассказывая о Таро всякую всячину, а в Марселе уже налажен массовый выпуск карт. И наконец в 1781 году выходит труд некоего графа де Гибелина (масона), в котором говорится, что Старшие Арканы Таро не что иное, как изображения из тайной книги Древнего Египта — Книги Тота. Похоже, после "египетских" карт Кирхера, упомянутых выше, оккультисты больше ни о чем другом и думать не могли. Далее эстафетную палочку перехватывает другой носитель древнеегипетской легенды — П. Христиан, который в 1854 году пишет "Историю магии". В этой книге он описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, где особую роль играли символические картины, похожие на Старшие Арканы Таро. При этом Христиан ссылался на греческого теолога и философа Ямвлиха (ок. 250 — ок. 330 г. н.э.), который в трактате "О Египетских Мистериях" пытался дать истолкование мантике в целом, но конкретно о Таро речи не было. Символические картины, о которых упоминает Христиан, Ямвлих мог и выдумать, так как борясь за упрочение язычества, часто сочинял разные байки из жизни богов, он считал (не без оснований), что чем фантастичнее будут божественные истории, тем крепче в них поверят. Но так или иначе, нельзя отрицать, что более поздние философы могли воспользоваться некоторыми аллегориями Ямвлиха для создания Таро. В этот же период времени усовершенствовались и сами карты — в 1856 году Элифас Леви украсил их древнееврейскими буквами, усмотрев параллель между Таро и Каббалой. В конце XIX века и теософы не обошли своим вниманием Таро, придавая его символам фаллический смысл, что еще более подчеркивает особую психологичность и универсальность символов Таро — каждый видит в них наиболее интересующий его предмет. На этом отвлечемся от основной линии рассказа и немного поговорим о таком свойстве Таро, как универсальность. Вернемся к исторически подтвержденному факту использования карт с преподавательской целью. Принимая это во внимание, можно предполоджить, что мистический смысл колода Таро приобрела, служа для изложения основных принципов метафизической философии. Философия издавна представляла человеческое бытие, как ограниченный набор стандартных ситуаций, закономерно связанных друг с другом, поэтому применение такой философской "азбуки" для гадания могло быть обусловлено тем, что символы карт представляли собой полную картину всех возможностей жизни человека. По той же причине Таро может представлять ценность и для психологической помощи, достаточно лишь подобрать к символам Таро психологические соответствия. Явление универсальности карточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов. Архетипы или праобразы — это некие изначальные формулы, отражающие коллективный общечеловеческий опыт, накопленный за время существования социума. Таким образом персонажи Таро представляют собой некие собирательные образы (сродни мифологическим), общезначимые для человеческой психики. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что споры между толкователями Таро о преимуществе одного значения перед другим бессмысленны, по причине универсальности этой символической системы, которая имеет много уровней толкования: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой.

Начался XX век. Мистический туман вокруг Таро все сгущался. Этому немало поспособствовал некий Жерар Энкосс, он же Доктор Папюс, который выпустил трактат "Предсказательное Таро", где приводит книгу Гермеса (Тота) с толкованием 22-х Старших Арканов. Приблизительно в это же время многочисленным читателям также представлен сборник В. Шмакова "Великие Арканы Таро".

Отвлечемся от исторического повествования и проясним образ Тота или Гермеса Трижды Величайшего, в просторечии называемого Гермес Трисмегист, и содержание приписываемых ему книг. Один из ведущих богов мировой мифологии, Гермес (Тот, Меркурий, Набу), являлся покровителем письменности, искусств, тайных наук и т.п. Его именем названо одно из основных религиозно-философских учений — герметизм, включающее вавилонско-египетский мистицизм, иудео-христианский монотеизм, древнегреческую идеалистическую философию. Но в результате слияния этих философских и мифологических представлений Гермес потерял свой божественный статус, так как не вписывался в религию единобожия, и стал почитаться как великий пророк всех времен и народов. Он считался проводником Вселенского Разума.Легендарная книга Тота считалась самой древней, и, по рассказам, дарила своему владельцу беспредельное могущество. Первый намек на эту книгу можно встретить в папирусе Туриса, расшифрованном и опубликованном в Париже в 1868 году. Некоторые историки, на основании египетских документов, считают, что книга Тота доегипетского происхождения, но воочию мифическую книгу никто не видел. Древние авторы, например, Климент Александрийский, упоминают о неких 42 древних священных книгах Тота на египетском языке, в которых якобы содержались самые различные сведения научного и мистического характера, но до нас они не дошли и очевидцами документально не описаны. Имеющиеся герметические книги, по свидетельству справочных источников, были написаны на плохом греческом языке, а не переведены с египетского, как видно из встречающейся игры греческими словами, но египетский элемент виден в некоторых основных идеях и в именах богов. Заметим, что в обзоре Вл. Соловьевым герметических произведений, нет и намека на Старшие Арканы Таро. Также стоит отметить, что в "Книгах Тота", написанных вышеназванными авторами — толкователями Таро, нет ни одной точной ссылки на надежные первоисточники. В мире серьезной науки такие "филькины грамоты" не принято считать достоверными. Но вернемся к истории.

Итак, карты эволюционировали, и ими вплотную занялись оккультисты из ордена "Золотой Зари", адептами которого были некоторые вдохновители нацистского движения в Германии, сравнивавшие себя, кстати, с тамплиерами. Основатель этого общества — Макгрегор Мэтерс также исследовал тему предсказаний с помощью Таро. Позднее "Золотой Зарей" руководил Артур Эдвар Уэйт, написавший в 1908 году книгу "Ключ к Таро" и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовивший новую колоду Таро, где номерные карты (Младшие Арканы) были иллюстрированы, таким образом пользователю этой колоды как бы навязывалось уже готовое толкование. Это впоследствии сбило с толку многих оккультистов, занимавшихся Таро: они попросту "толковали толкование", и такой "испорченный телефон" продолжается до сих пор.

На этом фоне лучом света в темном царстве выглядит написанная П.Д. Успенским, русским оккультистом, гурджиевцем, книга "Новая модель Вселенной" (1914 год). Успенский высказывает много критических замечаний по поводу толкования Таро: "все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают как этим ключом пользоваться." Сам Успенский ниже, к сожалению, описывает, подобно многим, лишь свои галлюцинации на эту тему, не давая сколько-нибудь вразумительного объяснения или совета пользователю Таро.

Сделал свой вклад в Таро и небезызвестный мистификатор Элистер Кроули, заведовавший некогда английским отделением прогерманской оккультной группы "Орден Тамплиеров Востока". Во время второй мировой войны он написал свою "книгу Тота" и изготовил соответствующую колоду Таро.

Среди современных произведений о Таро отметить особенно нечего. К сожалению, все последующие авторы находятся в плену у предыдущих, упорно переписывая суждения друг у друга и пережевывая одну и ту же информацию. На данный момент по-настоящему обстоятельной и честной литературы о Таро на русском языке нет.

* * *

Из века в век вокруг Таро собиралось много всякой дьявольщины. Мистики делали колоду все сложнее и сложнее, толкования становились все мудреней и невнятней, все трудней для понимания. Вокруг карт создалась атмосфера лжи, вымогательства, фатализма. Измышления оккультистов создали как-бы дымовую завесу, за которой реальные контуры предметов стали таинственны и неразличимы. В связи с этим необходимо отметить один немаловажный нюанс, заметный при изучении истории Таро: личности, занимавшиеся этим интересным и сложным явлением, кажутся весьма подозрительными, даже если не принимать во внимание тамплиеров — еретиков и бывших преступников, т.к. в орден вступали рыцари, совершившие противозаконные действия, дабы их искупить. Все равно компания получается не из приятных: известные мифотворцы — граф Калиостро, доктор Папюс, профашистский орден "Золотой Зари", создавший своеобразную "религию", которая дала стимул к уничтожению миллионов жизней, причем основатель ордена некий Мэтерс назвал себя не меньше чем "Брат Демон — Бог наоборот", гурджиевцы, руководитель которых (Гурджиев) "скромно" утверждает — "Мой путь — это путь развития скрытых возможностей человека. Он против природы и против Бога". А упомянутый выше А. Кроули еще в юности порождал явления полтергейста в родительском доме, так что отец серьезно подумывал подвергнуть сына процедуре изгнания беса, а мать нарекла его "Зверем Апокалипсиса"; сам же Кроули гордо именовал себя "Антихристом".

В свете всего вышесказанного, стоит ли нормальному человеку прибегать к помощи Таро? Безусловно, стоит! Ведь эти карты, если отвлечься от их репутации и подозрительного прошлого, являются отличным инструментом для самопознания, сосредоточения, дисциплинируют ум и развивают его комбинаторные способности. Гадание и есть ни что иное, как размышление с элементом самопрограммирования, который может быть вполне положительным, если отнестись к этому процессу без страха и предвзятости. С помощью Таро можно заранее продумать, "отрепетировать" любую ситуацию, и снизить процент жизненных неудач, ведь назначение Таро — не предсказывать будущее, а научить думать. А пресловутой дьявольщины бояться не надо, ведь были случаи, когда и злые силы использовались во благо: в житии Иоанна архиепископа Новгородского ("четьи-минеи", сентябрь 7) рассказывается о том, что он принудил демона отвезти его в Иерусалим на поклонение и обратно. А пророк Даниил был назначен в вавилонском плену начальником волхвов. И лжепророчества Валаама Божьей волей послужили на пользу Израиля.

Заручитесь мыслью, что к чистым рукам грязь не пристанет, и что самое действенное добро — которое делается из любви к добру, а не из страха перед злом. 

Антонина Величко

Хронология карт

XII век 1120 г. Изготовление игральных карт в Китае по сведениям из словаря Чинг-Цзе-Тунга

XIII век 1274 г. Р. Луллий, "Великое искусство"

XIV век 1367 г.,1379 г.,1397 г. документы, касающиеся игры в карты

XV век 1428 г. Колода Висконти-Сфорца, художник Бонифацио Бембо. На картах не было ни номеров, ни букв, ни надписей.

1470 г. Появляется колода Montegna — с изображением классических богов и астрологических символов.

XVI век 1500 г. Рукопись "Sermones de Ludo cum Alis" — дан список Старших Арканов с их современными названиями.

1507 г. "Chartiludium logicae" Т. Мернер, бакалавр теологического факультета в Кракове — методика обучения логике по картам.

1557 г. Появляется колода Catelin Geoffray — введена нумерация карт.

XVII век 1652 — 1654 гг. "Oedipus Aegyptifcus", Kircher — рождение древнеегипетской легенды, приведены египетские карты.

XVIII век 1711 г. Колода Таро подарена королю Франции.

1761 г. Начало массового выпуска карт в Марселе.

1781 г. "Monde primitif", граф де Гибелин — первое упоминание о принадлежности Таро тайной книге Тота.

XIX век 1854 г. П. Христиан, "История магии",— высказана идея об участии Таро в древнеегипетских мистериях.

1856 г. "Dogme et rituel", Э. Леви — провел параллель между Таро и Каббалой.

1875 г. Основано Теософское общество.

1887 г. Основан орден "Золотая Заря".

XX век 1908 г. "Ключ к Таро", Артур Эдвар Уэйт. "Дорожная колода" — номерные карты снабжены картинками.

1912 г. "Предсказательное Таро", д-р Папюс.

1914 г. "Символика Таро", П.Д. Успенский — высказана идея о методическом значении Таро при изучении оккультизма.

1942 г. Элистер Кроули, "Орден тамплиеров Востока", "Книга Тота", "Таро Тота".
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magicmir.forum2x2.ru
Адора
Admin
Адора


Сообщения : 14716
Дата регистрации : 2016-03-22
Возраст : 47

Все неизвестное принимается за великое. История Таро Empty
СообщениеТема: Re: Все неизвестное принимается за великое. История Таро   Все неизвестное принимается за великое. История Таро EmptyПт 05 Авг 2016, 21:36

2
Возникновение карт Таро странным образом окутывается тайнами, несмотря на то, что история в общем и целом довольно ясна. По крайней мере известны приблизительно время (до декады) и место возникновения общего символического ряда, изображенного на картонных карточках и использующегося ныне в гадании. Хотя, конечно, оккультистам 18-19 века было приятно и полезно напустить дыма и окутать завесой тайн карты Таро - так было легче связать символы с другими мистическими символическими системами. 

Карты Таро (Фигурные карты и Младшие Арканы) безусловно связаны с игральными картами, используемыми и ныне. Игральные карты появились в Европе где-то около 1375 года, являясь новинкой, завезенной из исламского мира. Мусульманская Испания играла тогда роль посредника между исламской культурой и христианской. Начиная с 1377 года в официальных документах и духовных проповедях, запрещающих или осуждающих азартные развлечения, появляются упоминания о карточных играх. 

Что до символических карт Таро (называемых позже Старшими Арканами), то о них ничего не известно вплоть до 1420-х (к этому времени относятся упоминания о неких символических картах с изображениями животных), а скорее до 1440-х гг. Тогда символические карты становятся излюбленным развлечением при дворах итальянских владык. В 1450 новоиспеченный миланский герцог Франческо Сфорца написал письмо одному из своих подчиненных, дав ему в качестве особого задания закупить несколько пачек (тогда еще не колод) символических карт. В этом письме он различает игральные карты и символические ("козырные"), желая закупить простые игральные, коль порученец не найдет символических. Таким образом, типы карт хоть и различались, но все же использовались скорее для одного - развлечения. (В случае использования карт в "эзотерических" целях, герцог повелел бы закупить взамен тоже что-нибудь "оккультное", а не игральные карты.) Так и сейчас есть карты "игральные" со всем известными мастями, а есть чисто символические с покемонами, героинями Silver Moon, царями и царицами, даже колоды для особой игры Magic theGathering. Также это поручение говорит нам о том, что символические карты были обычным товаром, а не предметом искусства, воплощением мистических опытов и предметом, доступным лишь избранным. Таким образом в конце 14 - начале 15 века Европа узнала игральные карты, а в северной Италии - Милане и Ферраре - появились карты символические. (Пытливый исследователь найдет в символах Старших Арканов излюбленные образы Итальянского Возрождения: Фокусника, Папу, Императора, Колесо Фортуны, Дьявола, Луну и Солнце…) Так и самые старые символические карты дошли до нас от времени правления герцога Миланского Филиппо Мария Висконти (1412-1447). Это колода Висконти-Сфорцца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорцца. На картах этой колоды нет не только букв еврейского алфавита или астрологических символов, но и названий карт и номеров. Это говорит нам о том, что во-первых, не было установленного порядка карт в колоде, во-вторых, что изображения были легко узнаваемы человеком того времени и социального слоя, так что не требовалось пояснений. Существовали колоды с изображениями античных божеств как аллегорий или как астрологических символов (Амур, Бахус, Луна, Солнце, Венера, Сатурн, Юпитер). Встречаются олицетворения наук (Грамматика, Логика, Риторика, Геометрия, Математика, Музыка, Поэзия, Философия, Астрология, Теология) и покровители искусств (Урания, Хиромантия, Талия, Мельпомена, Полимния, Аполлон), социальные символы (кавалер, торговец, папа, ремесленник, император, нищий), общие знаковые понятия, важные для образованных людей того времени (Слон, Гидра), города (Рим, Каир). 

Все дошедшие до нас карты 15 века происходят из государств Италии: Милана, Болоньи, Венеции, Феррары и Флоренции. В начале 16 века карты распространились во Франции. Где-то в 1530-е гг. появляется слово "тарокки". Это слово относится к игре с обычными игральными картами (будущими Младшими Арканами) и символическими (будущими Старшими Арканами). Символические карты играют при этом роль "козырей". Этимология слова, впрочем, не выяснена. 

На самом деле неизвестно, какие еще цели, кроме развлекательным, мог преследовать художник, составивший набор из 22-х символических карт. Может быть он и был тайным мистиком или оккультистом, воплотившим какую-то доктрину в своем произведении. А может быть и нет. В то время существовали и другие наборы символических карт. 

Так или иначе, этот набор выдержал испытание временем и в наши дни архетипический ряд Старших Арканов Таро является сложившейся символической структурой, работающим инструментом для гаданий, медитаций и даже психоанализа.

Заблуждение №1:
Карты Таро пришли к нам из Египта или Индии, от суфиев, катаров, каббалистов или мусульман, но истинное происхождение их покрыто завесой тайны.

Историческая правда:
Символические карты - предтечи карт Таро - появились в северной Италии в 15 веке. Первые экземпляры - раскрашенные вручную листочки плотной бумаги, использовавшиеся для развлечения при дворах знати.

Заблуждение №2:
Слово "Таро" произошло от египетского, иврита или латыни; это анаграмма; оно содержит в себе тайну самой сути этих карт.

Историческая правда:
Первоначально появилось итальянское название "тарокки" ("тарокко"). Оно означало колоду (и игру), состоящую из обычных игральных карт с четырьмя мастями и карт символических. В Германии игру называли "тарок", во Франции - тарО. В любом случае это название возникает через лет 100 после появления самих карт.

Заблуждение №3:
Цыгане принесли Таро в Европу из Индии или Египта.

Историческая правда:
Эта идея была популяризирована в 19 веке Папюсом вне всяких исторических обоснований. Большинство цыганок традиционно гадали по руке, начали гадать на обычных игральных картах лишь в 20 веке, а к Таро вообще отношения не имели.

Заблуждение №4:
Обычная игральная колода из 52 карт произошла от Младших Арканов карт Таро. От Старших арканов остался лишь Шут - Джокер.

Историческая правда:
Игральные карты пришли в Европу из исламских государств, возможно из мусульманской Испании. Они быстро распространились по городам Европы в конце 14 века. Первые карты имели масти чаш, мечей, монет и палок (европейцы сделали их жезлами или посохами). Фигурные карты составляли король и два его вассала. Таро добавило Дурака, "козыри" и королев к этой системе. Около 1480 года французы превратили обычные уже масти в черви (сердца), трефы (палки), пики и бубны (алмазы). Первоначальные масти есть в итальянских и испанских колодах. 

Джокер появился впервые в Соединенных Штатах около 1857 года, как дурная карта в покере и высший козырь в юкере (тоже такая карточная игра). Непохоже, чтобы он вел свое происхождение от Шута карт Таро. Хотя символ налицо.

Заблуждение №5:
Элифас Леви первым приписал картам Таро буквы еврейского алфавита в 1835 году.

Историческая правда:
Граф де Мелле первым соотнес карты Таро и буквы еврейского алфавита в 1781 году, написав статью для графа де Жебелена в его "Первобытный Мир" (Le Monde Primitif). Последний развил эту идею в собственном сочинении.

Заблуждение №6:
Преследователем Таро оказалась Церковь, как Католическая, так и Протестантская. Обе запрещали карты и те, кто ими пользовался были приравнены к еретикам и пособникам дьявола.

Историческая правда:
Таро ни разу не было объявлено инструментом ереси. Многие издатели карт занимались публикацией как игральных карт, так и символических карт религиозного содержания. Игральные карты иногда запрещались наряду с другими азартными играми. Таро в отдельную группу не выделялись. После Реформации в протестантских землях стали непринятыми карты Таро "Папа" и "Папесса", и их стали называть по-иному.

Заблуждение №7:
Карты Таро изначально использовались для прорицания, магии, обучения оккультным доктринам и пр.

Историческая правда:
Письменные источники говорят нам о том, что Таро чаще всего использовалось для игры, схожей с бриджем. Игра была популярна по всей Европе на протяжении нескольких столетий, и по сей день в нее играют во Франции. Поэты также использовали названия символических карт для создания приукрашенных стихотворных портретов придворных дам - жанр назывался "tarocchi appropriati". Также эти карты вполне могли использоваться и для других нужд. В 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не было вплоть до 18 века.

Заблуждение №8:
Карты Таро не использовались для гаданий до Эттейлы и де Жебелена, то есть примерно до 1781 года.

Историческая правда:
Карты Таро использовались с 16 века для стихотворного описания черт характера (tarocchi appropriati). Сохранились упоминания об использовании карт Таро для предсказаний в Болонье, около 1700 г. Но и обычные игральные карты иногда ассоциировались с гаданиями, потому нет никаких причин, чтобы Таро не использовались в этих же целях. Начиная с сочинений Эттейлы 1790-х гг. Таро и его колода уже прочно ассоциируются с мантикой.

Заблуждение №9:
В оригинальном Таро нет ни тени алхимической или герметической символики.

Историческая правда:
Это открытая тема. Помимо того, что символы карт Таро представляли собой важные архетипы культуры Итальянского Ренессанса, они могли быть специально насыщены мистическим смыслом (возможно, в некоторых колодах). Все-таки Итальянское Возрождение было временем возросшего интереса к тайным наукам античности, неоплатонизму, астрологии, пифагорейской философии. Вполне возможно, что отдельные мастера и вкладывали особый мистический смысл в символику тех или иных колод символических карт. Вспомним, что магические науки в то время преподавали в университете в Саламанке, а астрологию изучали и в Кракове.

Заблуждение №10:
Карты Таро были принесены в Европу тамплиерами с Востока. Они же и несут символику этой христианской ереси. Доказательством тому - присутствие карты Дьявола и отсутствие карты Иисуса Христа.

Историческая правда:
Игральные карты действительно были привезены в Европу из мусульманского мира (который тогда был и на Западе - в Испании). Но ничего особенно тамплиерского в символике Таро нет. Фигура Дьявола была обычной для обще-христианской иконографии. В то время как фигуры Христа, Бога - Отца или Богоматери являлись сакральными символами, непригодными для игр (Как вы себе это представляете: "Бью Вашего Христа!", "А на вашего Бога-Отца - у нас Любоффь имеется", "Бьем Деву Марию Рыцарем с Пиками"?)

Заблуждение №11:
Карты Таро всегда были столпом западной оккультной традиции.

Историческая правда:
Карты Таро стали столпом западной оккультной традиции с легкой руки графов - французов Жебелена и Мелле в 1781 году.

Заблуждение №12:
Карты Таро ведут свое происхождение из Египта и с тех пор стали частью западной оккультной традиции.

Историческая правда:
Эттейла первым придумал идею египетского происхождения карт Таро. Ему принадлежит видение египетских золотых скрижалей т.н. Старших Арканов. Он и свою колоду старался рисовать "под Египет". Отсюда пошли в колоды последователей сфинксы (в карте "Колесница"), например. Ничего истинного в этом нет - просто тогда начиналась мода на Египет (прерванная Французской революцией, но возобновившаяся с походом Наполеона в Египет.) 

П. Христиан в своей "Истории магии" описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, схожие с картами Таро: "Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга. Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца."

Заблуждение №13:
Истинная суть карт Таро была знакома и потому заново открыта великими деятелями (Э.Леви, Папюсом, Кроули, Уэйтом и др.).

Историческая правда:
На рубеже 20 века сформировались т.н. "французская" оккультная традиция Таро (Элифас Леви и его последователи) и "английская" (выходцы Ордена Золотой Зари - Маттерс, Кроули, Уэйт). Трактовки и смысловые системы этих традиций были сформулированы и имели особенный смысл в рамках их узких орденских традиций. Для непосвященного (в хорошем смысле слова) человека карты, напичканные многочисленными символами оказывались отягощенными смыслами других, чуждых систем.

Заблуждение №14:
Слово "Таро" надо писать заглавными буквами "ТАРО"

Историческая правда:
По нормам русского языка название можно писать с заглавной буквы, но поскольку "Таро" - это не аббревиатура, то писать все слово заглавными буквами не стоит.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magicmir.forum2x2.ru
 

Все неизвестное принимается за великое. История Таро

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магический Оазис :: Таро :: Теория Таро :: Основы.Правила работы-