Магический Оазис

всё о тайнах магии, предсказательные техники
 
ФорумКалендарьЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Уильям Мальмсберийский о Славянских Языческих Оракулах

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Вечность

avatar


Сообщения : 8322
Дата регистрации : 2016-03-23

СообщениеТема: Уильям Мальмсберийский о Славянских Языческих Оракулах   Вс 07 Авг 2016, 17:39

1
Авторы статьи в поисках новых источников по дохристианскому религиозному культу славян обращают внимание на хронику Уильяма Мальмсберийского "Gesta regum anglorum" (Деяния английских королей).

УИЛЬЯМ МАЛЬМСБЕРИЙСКИЙ

(William of Malmesbury) (ок. 1090–1143), английский хронист, монах Мальмсберийского аббатства, где он был библиотекарем.
Главные труды Уильяма – Деяния английских королей, Новая история (Gesta regum Anglorum, Historia novella), а также Деяния понтификов (Gesta pontificum). Gesta regum в пяти книгах содержит повествование о королях Англии с эпохи римского владычества до 1127.

Во второй книге "Gesta regum Anglorum" Уильям описывает правление германского короля Генриха III (1039-1056). В главе "De Henrico Imperatore" читаем следующее: "Этот император (Генрих III) обладал многими добродетелями; и превосходил своих предшественников в военном исскустве: так сильно, что он подчинил винделиков и лютичей, и другие народы пограничащие со свевами, кто одни до сегодняшнего дня привержены языческим суевериям: сарацины и турки поклоняются Богу Творцу, смотря на Мухаммеда не как на Бога, но как на пророка. Но винделики поклоняются Фортуне - устанавливают её идол в самом почетном месте, вкладывают в его правую руку рог, наполненный жидкостью, сделанной из меда и воды, которую греки называют "hydromel". Святой Иероним подтверждает в своей восемнадцатой книге Исайи что египтяне и все восточные народы делают тоже самое. Оттого в последний день ноября, усаживаясь кругом, все они осматривают его, и если они находят рог полным, то громко хлопают: потому что в следующем году изобилие, со своим до краев наполненным рогом, во всем исполнит их желания; если случается иначе, они горестно сетуют. Генрих сделал эти народы данниками таким образом, что в каждый торжественный случай, когда он носил свою корону, четыре их короля должны были на своих плечах носить котел, в котором варилось мясо, на кухню".
Отмечается, что очень похожее описание культа содержится в "Деяниях датчан" Саксона Грамматика - там этот обряд прилагается к Руянскому Свентовиту. Оба автора выделяют предсказание по напитку в роге идола, только у Саксона - вино, а у Уильяма - мед. Полный рог у Саксона предсказывает богатый урожай, у Уильяма же на несколько более широкое понятие "достатка", "изобилия".

Важным представляется тот факт, что раньше обрядов с рогом аналогичных Руянскому в славянском мире не было обнаружено.

Авторы предложили две независимые интерпретации сведений Уильяма Мальмсберийского:

1. Руянская интерпретация (Roman Zaroff)

Рассказ о языческом культе славян вплетен в повествование о Генрихе III что говорит о том, что у них был один источник. Скорее всего это был некий несохранившийся германский письменный источник времен Генриха III (XI век). Предвзятость в пользу германцев, лестность по отношению к императору тоже свидетельствует о германском источнике данного отрывка. Ведь в реальности войны Генриха с лютичами не увенчались успехом.

В отрывке написано "винделики и лютичи", то есть винделики отличаются от лютичей и образуют собой отдельный народ. Никаких винделиков на карте Европы к тому времени давно уже не было (это название одного кельтского племени времен Римской империи). Значит так были названы полабские славяне, известные как венеды/венды, по созвучию с винделиками. Южные сорбы, уже к тому времени подчиненные Империи на эту роль не подходят; ободриты, состоящие в хороших отношениях с Империей, вдобавок с князем-христианином (Ратибор) тоже. Остаются только раны с острова Руян. Так как они не были подчинены Империи во время правления Генриха, то информация об их культе должна была прийти извне, например от датчан. Генрих III женился на датской принцессе Гунхильде - возможно сведения были получены от её свиты.

Снова обратим внимание на сходство между описанием культа Свентовита Саксоном Грамматиком и описанием Уильяма - для полного сходства не хватает только имени Свентовита. Уильям по-видимому был незнаком с именем божества, и потому заменил его классическим именем Фортуны, руководствуясь основной функцией божества (исходя из доступных ему скудных сведений) - предсказание судьбы (римская Фортуна также имела оракулы).

Празднество в честь Свентовита по Саксону происходило ежегодно осенью, после уборки урожая. Учитывая новые сведения Уильяма о том, что подобный праздник был в ноябре, обращает на себя внимание тот факт что, по сведениям Гельмолда, именно в ноябре по указу главного жреца Свентовита было совершено жертвоприношение германского епископа, выступавшего на острове с христианской проповедью.

Таким образом Уильям дал более раннее чем у Саксона описание культа Свентовита в Арконе.

2. Лютичская интерпретация (Leszek Paweł Słupecki)

Появление винделиков в тексте может обусловлено двумя причинами: Уильям не понял имя венедов, обычно используемое для обозначения славян, или специально заменил его "классическим" именем (обычная средневековая практика, ср. "тавроскифы" как обозначение русов в Византии - m.). По мнению автора в данном случае "винделики-венеды" обозначают не какой-то отдельный народ, но всех полабских славян вообще. Таким образом культ, описываемый Уильямом, распространяется на всех полабских славян, но описывается он на примере лютичей.

В тексте упоминаются четыре короля, что явно отсылает к четырем племенам союза Лютичей.

Гельмолд (сер. XII века), "Славянская Хроника": "...Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений..."

В главном святилище лютичей, в Ретре, больше всего почитался бог Сварожич. Известно что в Ретре, как и в Арконе, был большой ежегодный праздник на который съезжалось много людей, также известны идентичные обряды со священным конем и закапывание жребия в землю. Не засвидетельствован обряд с рогом, но это возможно только потому, что информанты бывали в Ретре в не-осеннее время, и просто не видели его. Все это дает право предположить что и обряд с рогом бытовал в Ретре независимо от Арконского и прилагался к главному богу - Сварожичу (=Радигосту). Ноябрьское человеческое жертвоприношение в Арконе имеет прямую аналогию у лютичей: "Варвары отрубили ему [епископу Иоанну] руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копьё, принесли её в жертву богу своему Радигосту в знак победы. Все это происходило в столице славян Ретре, в четвертые иды ноября".

Этот случай примечательнее, так как лютичи схватили епископа в июне, но принесли в жертву Сварожичу только в ноябре. Встает вопрос, почему его так долго держали живым? Видимо ждали праздника урожая, как и в Арконе.

Согласно этой реконструкции Уильям Мальмсберийский в своем труде привел описание ежегодного ноябрьского праздника урожая посвященному Сварожичу в главном святилище лютичей - Ретре.

по материалам С.Каменева
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 

Уильям Мальмсберийский о Славянских Языческих Оракулах

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магический Оазис :: Ленорман, Оракулы, Игральные карты :: Оракулы-