Магический Оазис

всё о тайнах магии, предсказательные техники
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Народный календарь - ЯНВАРЬ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Вечность

Вечность


Сообщения : 8320
Дата регистрации : 2016-03-23

Народный календарь - ЯНВАРЬ  Empty
СообщениеТема: Народный календарь - ЯНВАРЬ    Народный календарь - ЯНВАРЬ  EmptyПт 07 Окт 2016, 10:30

1
Народный календарь - ЯНВАРЬ  Bqor0bX

Январь своим названием обязан богу мира римлян Янусу, а вот славяне прозывали этот месяц Просинцем из-за начинающей показываться в это время синевы неба, просияния из-за прибовления дня и яркого солнца. 

Украинское название января Сечень указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на «рассечение» зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. 

В народе также называли январь Василь - месяцем — по имени святого Василия Великого, память которого Церковь отмечает 1 января по старому стилю. 

На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март. Когда же первым стал сентябрь, январь оказался «в очереди» пятым; наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведенной в нашем летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым. Петр Великий, желая привести в соответствие с календарем западноевропейским начало нового русского года, отменил древнее летосчисление от сотворения мира и постановил ввести времяисчисление от Рождества Христова. С этой целью преобразователь России издал в 1699 года два указа: в первом указе 19 декабря он велел «начинать» год с 1 января. Во втором Указе, последовавшем на другой день после первого, раскрыта и сама причина перемены летосчисления и указано, как должно быть отпраздновано начало нового столетнего века в Москве. Таким образом, с Петра Великого до настоящего времени январь месяц считается начальным месяцем нового гражданского года, хотя церковь празднует свой собственно церковный год по-старому — с 1 сентября. 

Январь на Руси — глухозимье, время покоя в природе, самый холодный месяц года, крыша зимы. Но день в январе прибавляется на полтора часа. Как ни холодно, а солнце пригревает. Корова, гуляя по двору, находит место, защищенное от северных ветров и попеременно греет на солнце бока. Впереди еще морозы будут, но кажется, что и весна не за горами. Поэтому цыган и спешит шубу продать, пока она в цене, а потом дрожит от холода: «На Рождество цыган шубу продает, а потом дрожжами торгует».

     
1 Января     
Новый Год, Пров, Илья Муромец, Вонифатий
         

В этот день этот полагалось поклониться Земле Родной и вспомнить славные подвиги народных героев — защитников Отечества. Следует раздать все долги перед Новым годом. В Новый год, долги платить — весь год расплачиваться. Брать деньги взаймы также не стоит — до следующего Нового года долг не отдашь. Не разрешалось в первый день года выполнять тяжелую или грязную работу — иначе весь год пройдет в сплошном тяжком труде без отдыха. Чем дольше простоит в доме новогодняя елка, тем счастливее будет новый год. Встречать Новый год надо в новой одежде. 

В новогоднюю ночь гадали — замораживали воду в ложке. Если на утро в ложку оказывались замерзшие пузырьки, это было хорошим знаком, предзнаменованием долгой жизни, — к долговечности, ямка сверху — к смерти. 

Новый год — к весне поворот. На Новый год много звезд на небе — ягод много будет. Звездная ночь на Новый год — урожай гороха и чечевицы. Если в Новый год тепло — рожь будет хороша. В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю. 

В русском народе Вонифатий известен как целитель от пьянства, ему молятся об избавлении от запоя. Такой дар приписывается Вонифатию на том основании, что, по сказанию Четьи - Минеи, сам он первоначально страдал недугом пьянства, но потом, оставив свой страсть, «имене Господня исповедник и страдалец славен показался».

ЗАГОВОРЫ ОТ ПЬЯНСТВА И ЗАПОЯ.

Заговор от пьянства. 
Живую щуку сажают в туес с вином и настаивают 12 дней; щука дает много слизи, и настой протухает. Им поят пьяницу, приговаривая: «Как щука не терпит вина, також бы не терпел его раб Божий».

Заговор от запоя. 
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Земля ты, моя мати, прикажи мне, рабу Божию (имя), от сего угодия взяти добру траву зарахил. Тебе, мати земля, на стояние, а мне для рабов и рабынь, для лишения их пьянства. Сей раб Божий (имя) все вино оставил, не видит, не слышит и не чувствует; так бы сей раб Божий (имя) о вине не думал, глазами не смотрел, слухом не слыхал, чувствами своими не чувствовал и отбегал от вина. Как тошно помирать, так бы тошнилось вино рабу Божию (имя), отныне идо века. Аминь. 
 


2 Января     
Игнатий Богоносец
         

В этот день дом оберегали. Игнатию Богоносцу молебны служили, чтобы дом уберечь от всякой напасти. Дому надо было обязательно поклониться. А вокруг села обносили крестным ходом иконы для предохронения крестьянского добра от всякой напасти. Это был яблочный день. Полагалось для лучшего урожая плодовых деревьев трясти их и отряхивать с них снег. 



3 Января     
Петр Полукорма
       

Дню этому крестьяне дали прозвание Полукорма, потому что к этому дню расходилась уже половина корма, заготовленного на зиму для домашнего скота. Крестьяне проверяли овины, клети, пересчитывали стога соломы и сена, прикидывали, хватит ли запасов до тепла. В этот день «кормили сусеки и торкали зерно», то есть проверяли амбары с хлебом, ворошило зерно деревянными лопатами, гоняли мышей, которые хлеб грызли. Сусеки еще в этот день «наслушивали». Ухо приложит крестьянин к зерну и слушает. Если слышал он гудение, то было это к лету неспокойному. Уходя из амбара, ломали пополам лучину и крест-накрест клали на зерно, чтобы защитить его от нечисти. Девушки в этот день из дома никуда не выходили, а сутра пораньше принимались мести дом. Чем больше зерна они наметали, тем больше счастья их в наступающем году ждало. Это зерно ссыпали в ступу и толкли — торкали судьбу. Ни в коем случае нельзя было говорить. Если рот откроешь — судьбу обидишь. Надо было загадать желание над перетолченным зерном. Из смолотого овса и пшеничной муки варили кисель, а из пшеничной муки еще и блины пекли. Съесть блин и выпить кисель надо было тому, кто его готовил. Тогда и желание сбудется. 

Пшеничный кисель. 
200 г пшеничной муки, хорошо разболтанной в холодном молоке, примешивают в кипящее молоко (0,5 л). Заправляют солью, сахаром, ванилью или корицей, и смесь варят, при частом размешивании, до кашеобразного состояния. Прибавляют немного масла и подают с растопленным маслом, а также с сахаром и толченой корицей или с вареными овощами.



4 Января     
Анастасия Узорешительница
         

Великомученица Анастасия называется Узорешительницей, потому что много служила узникам, заключенным в темницах за веру Христову, облегчая их страдание. Жила она в III веке в Риме во время Диоклитианова гонения на христиан. Святой Анастасии молились об успешном разрешении от бремени. В этот день вышивали полотенце, которое должно было помочь при родах. Вышивальщицу называли узорницей, а вышивку — узорочьем. Такое полотенце было своеобразным оберегом. 



5 Января     
Янифорт
         

Нифонт в русском народе почитается заступником от козней и наваждений нечистого духа, ему молятся о прогнании лукавого духа от людей и скота. Основанием этого верования послужило то, что, как видно из жизнеописания этого угодника, он почти всю свой жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией. В этот день пекли постные лепешки, заворачивали в холщовое полотенце, чтобы не смог ее облизать никто из нечистой силы, и шли в хлев. Лепешку по частям скармливали домашним животным. Домашней птице давали в этот день зерно. 



6 Января     
Рождественский Сочельник, Кутья
         

24 чиса — навечерие праздника Рождества Христова, так же, как и навечерие • Крещение Господня в просторечии называется сочельником (сочевником) от особой пищи — сочива (отсюда и само название этого вечера).
     
Есть сочиво, как считается, принято в подражании посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, аааа, и согласно со словами Евангелия: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31 — 36). 
     
Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья. В Святой вечер из дома уходить нельзя, а то скотина по весне будет по лесам да болотам плутать. На Святой вечер ткать — несчастью угождать. Первый блин под Рождество хозяйка овцам несла, через серп ломала, чтобы овечью шерсть овинный (дух овина) не таскал. Дня прибыло на куриную ступню (на полчаса). Коли в кутью небо звездисто — богатый приплод скота и много ягод. Какова богата опока (иней) на деревьях, таков цвет будет на хлебе. Ясные дни в Рождественский пост к хорошему урожаю. Спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал. Коли в кутью тропинки черны — урожай на гречу. Какова длинна в кутью былинка из-под скатерти, таков лен будет. Не кормят кур, чтобы огородов не копали. В Свят вечер надо тугие клубки пряжи мотать, чтоб кочни капусты туги были. Под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались. В домах в этот день с утра тщательно убирались. В эту ночь обильно кормят скот. 

Сочиво. 
1,5 стакана зерен пшеницы, 150 г мака, 150 г очищенных грецких орехов, 5 столовых ложек меда. Очистить зерна пшеницы, отделить от них оболочку и сварить на воде из них жидкую кашу. Подсластить по вкусу. Растереть в ступке мак, тщательно перемешать маковую кашицу с медом и добавить в охлажденную кашу.



7 Января     
Рождество
         

История праздника Рождества следующая.
Спойлер:

С этого дня — с Рождества — начинаются Святки — святые дни, освященные великими событиями Рождества Христова, — которые тянутся до 19 января — праздника Крещения Господа. Святки имеют дохристианское происхождение и связаны с основным занятием славян — земледелием. Они были посвящены встрече и началу Нового года, возрождению Солнца и поминовению предков. Молодежь устраивали игрища, рядилась в личины и маски, старую одежду. Во всем мире религиозный праздник стал праздником семейным, одним из самых любимых в году, праздником, которого ждут и дети, и взрослые. В Святки принято развлекаться и думать только о хорошем. Это время радости и игр, озорных придумок и искрометного веселья. На Руси на Рождество «размыкали» тяготу. Брали каменный «гнет» — камень, который придавливали огурцы в кадке, клали его в горящий в печи огонь и ждали, когда он раскалится. Затем страдавшая от несчастной любви девушка выкатывала камень на совок и бежала к проруби. И со словами: «Мое сердце в тебе, а твое в камени!» — кидала камень в воду. Раскаленный камень должен был в ледяной проруби расколоться. Если это случалось, то любовь безответная покидала сердце несчастной.

Хозяйка веником из крапивы, предварительно ошпаренным крутым кипятком, мела по всем углам в эти дни, чтобы в доме не осталось нечистой силы и было чисто.

О Святках гнутой работы не работают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.

     Лапти плести — родится кривой; шить на Рождество — уродится слепой.
     Темные Святки — молочные коровы, светлые Святки — ноские куры.
     На Рождество Христово метель — пчелы хорошо роиться будут.
     На Рождество опока (иней) — урожай на хлеб; небо звездисто — урожай на горох.
     Если на Рождество путь хорош — к урожаю гречи. 
     На Святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к Рождеству хоть сурова, да нова. 
     На Рождество не надевай чистой рубахи, разве обновишь суровую, а то жди неурожая.
     Если на Рождество Христово шьют, то в доме слепыш родится.
     Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое 
     Воскресение, Иоанново Рождение.


На Рождество устраивают праздничный стол, на котором должно быть непременно 12 блюд. 12 — вообще число священное, именно 12 дней тянутся Святки, святые дни, освященные великими событиями Рождества Христова.

Во время Святок — с 7 по 17 января — мясо, по правилам православной церкви, можно есть каждый день.

 18 января — Крещенский сочельник, день постный. Начиная с 19 января — праздника Крещения Господа — мясо дозволяется есть в любой день недели, кроме среды и пятницы, ибо Спаситель претерпел особые мучения — в среду был предан на мучения, а в пятницу — распят на кресте.

На праздник готовили сочиво, кутью, блины, студень, заливную рыбу, окорок, буженину, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу, жареного поросенка, поросенка, фаршированного гречневой кашей, гуся или утку с антоновскими яблоками, утку с капустой, пироги и пряники.



8 Января     
Бабьи Каши, Бабий Праздник
         

Другой день праздника Рождества Христова посвящается прославлению Матери Христа Спасителя, Святой Девы Марии. От собрание верующих в храм для прославление и благодарение Богородицы этот день называется собором Ее. Прославляя Богородицу, Церковь воспоминает бегство Святого Семейства в Египет. 
     
Если этот день ясным будет, то и просо уродится. Во многих местах по старому обычаю русские женщины в этот день ходили к родильницам с пирогами. Согласно с этим обычаем, именно во второй день Рождества Христова в праздник Пресвятой Богородицы многие зажиточные сельские женщины являлись в церковь с нарочито приготовленными пирогами, думая этим «сделать честь» Богородице. Но Бабьими кашами этот день называется потому, что обязательно надо было пойти с подарком и поздравить повитуху, которая помогала при родах. И вот мать с теми детьми, которых бабка в свое время приняла, шла к повитухе на каши. В этот день повитуха старалась как можно лучше принять своих гостей, а ребятишки стремились во всем ей угодить и помочь. Бабки-повитухи пользовались в деревнях большим уважением. Это всегда были пожилые женщины, практики-самоучки, по большей части вдовы. «Бабили» иногда и замужние женщины, но только те, которые перестали сами рожать и у которых нет месячных очищений. Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не могла, да и бездетная женщина — плохая повитуха. «Какая она «бабка», как она бабить будет, коли сама трудов ни пытала? — говорили крестьяне. — При ней и рожать труднее, и дети не всегда в живых будут». Бабка должна была быть безукоризненного поведения, как в настоящем, так и в прошлом, не должна была быть замечена в неверности мужу: у таких дети родятся больными, уродами и не живут долго. Избегали также таких бабок, которые когда-нибудь обмывали мертвых, имели злой и непокладистый характер и черные глаза: у таких тяжелая рука и при них труднее роды. 

С этого дня начинались девичьи гадания и хождения ряженых, и продолжались они до самого Крещения. Ученые считаю гадания самыми древними известными нам обрядами славян. Гадания сопровождались пением или таинственным молчанием. С течением времени обрядовая суть гаданий утрачивалась. На первое место выходила их «развлекательная» сторона. Существенный предмет гаданий — свадьба, брак, смерть и урожай.
     


9 Января     
Ступановы Труды
         

Об этом дне говорили: «Степан колья тешет». Хозяин вытесывал колья и ставил по углам двора и в курином закуте, чтобы ведьмы не смогли к избе подойти. Во время Святок нечисть шалила, и потому надо было от ее защищаться.

В этот день пастухов нанимали. Говорили: «В пастухи наймешься — вся деревня у тебя в долгу», «На святого Степана каждый себе пан». В Степанов день лошадей поят через серебро.

Во время Святок — несмотря на запрещения православной церкви — в России было принято колядовать — рядиться, устраивать игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять с Рождеством и Новым годом, шутить, петь песни. 

Слова «колядки», «колядовать», «коляда» происходят от греческого «календы». Так у древних греков и римлян назывались первые дни каждого месяца, считавшиеся праздниками. Но особенно известны были январские календы, так как они, во-первых, совпадали с Новым годом, а во вторых, примыкали к целому ряду других языческих праздников (Врумалии — с 24 ноября до 17 декабря; Сатурналии и Опалии — от 17 до 23 декабря; Воты — с 23 декабря, переходившие затем, с 1 до 5 января, в Календы), и потому праздновались торжественнее всех прочих "календ". 

Колядки. 
150 г ржаной муки, 150 г пшеничной муки, 250 г кефира, соль на кончике ножа. Колядки — это маленькие пирожки из пресного ржаного теста с разными начинками. Замесить тесто и оставить на 30 минут в прохладном месте, прикрыв салфеткой. Раскатать тесто в тонкий лист и стаканом нарезать ровные кружочки. Положить в каждый пирожок начинку (по вашему желанию) и защипать края.



10 Января     
Домочадцев День  
       

Накануне этого дня на Красную горку возле деревни приносили колья и вбивали их в землю. В Домочадцев день вся семья приходила на Красную горку и повязывала на свои колья каждый свой лоскуток и загадывали желания. Продолжаются Святки. В эти дни в русских домах любили собирать гостей и играть в самые разнообразные игры. 

СВЯТОЧНЫЕ ПЕСНИ И ИГРЫ.
Золото хоронить. Поется песня: 
Уж я золото хороню, я хороню Чисто серебро берегу, я берегу; Я у батюшки в терему, в терему, Я у матушки в высоком, я в высоком. Гадай, гадай, девица! В коей руке белица, Змеиная крылица, Через поле идучи, Русу косу плетучи, Шелком первиваючи, Златом персыпаючи. Пал, пал перстень В калину, малину, В черную смородину. Очутился перстень У дворянина, У молодова, На правой на ручке, На левом мизинце. Уж вы, кумушки, не у тайте, Вы, голубушки, не утайте — Мое золото отдайте! Мое золото пропало, Мое золото запало, Призаиндевело. Призаплесневело. Меня мати хочет бити, По три утра, по четыре, По три прута золотые, А четвертый прут — Жемчужный кнут. Девица гадала, Да не отгадала, Красная гадала, Да не отгадала: Извольте, дворяне, Отгадывать сами!

Когда задумают хоронить золото, все желающие участвовать в этой игре садятся рядом. Одна девица снимает с руки перстень и при словах «Уж я золото хороню» припадает к каждому молодцу и каждой девице, делая вид, что она всем отдает свой золотой перстень; наконец, она кому-нибудь отдает его на самом деле. Когда золото (перстень) будет схоронено, тогда другая девица должна отгадать, в чьих руках перстень. Долго смотрит она на всех вопросительно, наконец, нерешительно подходит к кому-нибудь и говорит: «Перстень у вас». Если девица не отгадала, то к песне прибавляют: «Девица гадала, да не отгадала». Если же отгадает, то отгадавшая начинает хоронить, а у кого был перстень — отгадывать.



11 Января     
Страшный Ветер
         

В этот вечер особенно неистовствовала нечисть. На дворе собирали колья с Красной горки (см. предыдущий день), а знахарка приносила угли из печи. Старики же из своих постелей натрясали соломы. Зажигали костер — и в огне сгорали все болезни, тоска и беды.



12 Января     
Анисия Зимняя, Анисия - Порезуха, Желудочница
       

Зимняя Анисия платком рыло закрывает. Не проси у Анисий тепла. К Анисье холода пришли. Святая Анисия известна в русском народе под названием Желудочницы, так как по заведенному исстари у наших предков обычаю в день памяти этой святой наши поселяне варят свиные желудки. По свиным внутренностям суеверные люди гадают о зиме. Если селезенка ровная и гладкая, то зима будет суровая. Если та часть селезенки, которая расположена ближе к спине, тоще, то холода зимние будут в самом конце зимы. Если печень толстая в середине — мороз стукнет в середине зимы. Широкая к спине печень — мороз ударит в конце зимы. 



13 Января     
Щудруха, Богатый Вечер, Меланья, Васильев Вечер
         

Этот день в Великороссии носит название Васильевской коляды, или Васильева вечера, так как на другой день церковь наша празднует память Василия Великого. В Юго-западной Руси этот день зовут Меланкой, по имени святой Мелании (Маланьи), и честят именем Щедрого, Богатого вечера по обильным, щедрым, вечерним трапезам, которые обыкновенно устраивались накануне 1 января старого стиля. С Маланьей всегда связано понятие изобилия и больших приготовлений. Поэтому в народе говорили: «Наготовить, как на Маланьину свадьбу», «Наряжается, как Маланья на свадьбу». 

В Северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Говорили: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». А это значит, что садились разбирать свиную голову. По народной символике, свинья олицетворяла плодовитость и благополучие. Чтобы весь год в доме было все хорошо, глава семьи разделял вареную свиную голову на части и раздава куски по старшинству. Самый младший из ребятишек залезал под стол и хрюкал там. Кости со стола хозяйка выкидывала в свиной закут со словами: «Пусть свиньи в нашем доме не переводятся!» 

Если на Василия ветер дует с юга — год будет «жирный» да благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — к урожаю фруктов, овощей да ягод. На Василия ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами. Ведьмы обязательно должны были участвовать в этот вечер в шабаше, который происходил на Лысой горе в Киеве и куда они летали на метле или кочерге, «вырываясь» из дома непременно через дымовую трубу.
Вернуться к началу Перейти вниз
Вечность

Вечность


Сообщения : 8320
Дата регистрации : 2016-03-23

Народный календарь - ЯНВАРЬ  Empty
СообщениеТема: Re: Народный календарь - ЯНВАРЬ    Народный календарь - ЯНВАРЬ  EmptyПт 07 Окт 2016, 10:31

2
14 Января     
Василий Свинятник
         

По старому стилю наступает Новый год, поэтому не ничего удивительного в том, что именно Васильев день у крестьян на Руси считался «отправной» точкой в году. Они, желая напомнить что-нибудь былое, говорили: «Случилось на Васильев день» — или: «Он нанялся от Васильева дня до Евдокей», — то есть с 1 января по 1 марта. В этот день на Руси ходили с пожеланиями добра, богатства и мира. В этот же день был так называемый праздник Овсеня (языческого бога плодородия), когда молодежь ходила по домам и «сеяла овес»: из мешка раскидывали по дому овес и пели песни во славу будущего урожая. Во время представлений Овсень ехал на поросенке, а за ним шли ряженые. В этот день совершали засевание зерен. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме сбирает на полу зерна и хранит до посева. 

Василий Великий считается покровителем свиней в нашем народе. Пастухи наши глубоко чтут Василия и боятся прогневить его. В Орловской губернии на Новый год готовят жареного поросенка и называют его касарецким, очевидно, от названия Василия Великого — Кесарийским. Для Васильева вечера варят свиные ноги. Крестьяне ходили в этот вечер подокна, сбирать пироги и свиные ноги, приговаривая: «Свинкуда боровка выдай для Васильева вечерка». Подходя к окнам, причитывают: «Кишку да ножки в верхнее окошко». 

Васильев день разделял Святки, ибо с него начиналось «страшное» время, когда особенно неистовствовала нечисть. 

Если в этот день был ветер, это сулило хороший урожай орехов. Сильный мороз предвещал хороший урожай. На Василия Великого свиную голову на стол. Новый год первый час дня набирает. Коли первый день в году веселый, то и год будет таков. В этот день совершается варенье каши до рассвета. Старшая в доме из женщин ровно в два часа утра приносила из амбара круп, а старший из мужчин — воды из реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока истопится печь; до них никто не касается, иначе это сочтется худым признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а старшая женщина причитывает, размешивая кашу: «Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали - позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать». Затем все встают из-за стола, а хозяйка с поклонами ставит кашу в печь. Потом снова садятся за стол, в ожидании каши. Когда поспеет каша, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривают: полон ли горшок? Нет более несчастия, если каша вылезет из горшка. Это явная беда всему дому. Худое предвещает и трещина в горшке. Потом снимают ножом пенку: каша красная предвещает счастье всему дому, будущий урожай и талантливую дочь. Каша белая угрожает бедами. Завтрак из каши оканчивает добрые предвестия: при худых признаках кашу выбрасывают в реку.

«Русского мужика без каши не прокормишь», — говорили в народе. Каша — одно из древнейших блюд человечества. Существует даже версия, что хлеб произошел от каши. Каши подавали просто как отдельные люда. Их использовали как начинки в пирогах, фаршировали птицу и просят, а также варили к супам, борщам и щам. 

   

15 Января     
Куриный Праздник, Смывание Лихоманок.  
       

Старушки, известные на Руси под именем бабушек - повитушек, справляли в этот день смывание лихоманок. Обряд и верование заключается в следующем. В селах думали, что лихоманки выгоняются из ада морозом, ищут пристанища по теплым избам, где уже всегда есть люди виноватые. А лихоманки только и знают, что искать людей виноватых; а если уже и сыщут виноватого, то сумеют и потрясть, и познобить. Ведь на то она и лихоманка-лихорадка. Бабушки - повитушки говорили, что лихоманки бывают тощие, слепые, безрукие, уроды такие, что хуже смерти; не умеют ни войти в избу, ни отворить дверей; если голодны, то смирны и пошлы до то го, что как сироточки стоят, пригорюнясь у притолоки, выжидая, не выйдет ли кто из виноватых. Заботливые бабушки, спасая людей от лихоманок, ходили по домам смывать притолоки. Все это делалось потихоньку от мужчин. Зоркий глаз старика здесь считался опасным, а молодым не было доверия. Рано, на заре, бабушка являлась, по приглашению, во двор. С нею всегда был запас: четверговая соль, зола из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника. Старшая женщина в доме встречала бабушку у ворот с хлебом-солью, с низким поклоном, с ласковым словом «добро пожаловать». Не входя в избу, бабушка начинала обмывать своим снадобьем притолок, а после вытирала чистым полотенцем. Подарки и угощения оканчивали обряд смывания. После сего уже на целый год оставались крестьяне спокойными, не боялись лихоманок. Если же случалась с кем-нибудь беда, то полагали, что она была напущена в чужом доме, по ненависти злых людей. О лихорадках говорили: «Лихорадка — не матка, треплет, не жалеет» , «Уходила, умучила, согнула да скрючила» Хорошим средством против лихорадки считалось также зашивание в ладанку высушенной и истолченной головы змеи или засушенной головы лягушки. Кроме того, бабки-знахарки еще часто уводили больных лихорадкой в нетопленую баню, приказывали им залезть на полок и притвориться умершими. Считалось, что лихорадка подумает, что человек умер — и уйдет сама, по доброй воле. 

«15 января нового стиля слыл днем Кура и Курки, — пишет П. Рожнова. — Рожденная 15 января посвящена была шесточной ометалочке. Шесточной ометалочкой было или куриное крыло, или перья, связанные красной тряпицей. Когда у кого в печи призором назола пробегала (т.е. печь сглазили), хвостом волчьим она Сыть и Быть сметала, и не пеклось когда, а подгорало, и сколь дрова ни жги — тепла не прибывало, — звали рожденную 15 января. И приходила она ни свет ни заря обряжаться. Сперва совок возьмет и кочергу, всю золу и уголья из печи выгребет, говорит: «К добру выгребись!», потом шесточной ометалочкой вьюшки и шесток обметет: «Ходи, огонь, по сердцу пня-колоды, не гнети хлеба-сыти!» На поду поленья крест-накрест сложит, лучину подоткнет, а поверх срубом дома поленья кладет. Много забот у рожденной 15 января. Печь истопит да скорешенько бежит моху курятников трясти. Ведь у белого бора, у дорог на семи следах, у ворот на семи ветрах, у нежилого подворья стоит лихоманка... Торопилась еще всякая хозяйка печь скутать, уголья горящие в ведре унести во двор. Из-под коровы брала навоз она да уголья обминала: дым сотворяла. И шла окуривать курятник. 
    Куриная слепота, в хлеву не шастай, в подклети не глуми, иди восвояси, а то изведу пути, изойму твои закуты, тебя велю гнать уголью!» 
   В курятниках вешали черный камень с дыркой — «куриный бог», чтобы защитить кур от сглаза. 
  


16 Января     
Оберег Коровы
         

Крестьяне верили, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивают коров. Крестьяне, во избежание зла, привязывают над воротами сальную свечу. Чтобы с коровой не случилось беды, обращались к домовому: «Дедушка домовой, пои мою скотинушку, пои да корми, гладко води. Бежи, молочко, по жилочкам, да в вымячко, из вымячка да в титечки, из титечек да в подойничек да по крыночкам на толсту сметаночку»

Варили в этот день кашу на молоке, овсяную или из муки, остужали ее и прямо в горшке несли в хлев корове. Давали в этот день коровам каравай. Не стоит думать, что каша из муки или хлеба — не вкусна. Вот какие мучные да хлебные каши готовил русский народ. 
         
Народное поверье утверждает, что только в этот день можно образумить каженника. «Каженник — такой же человек, как и все мы, грешные, — говорили в народе, — он и видит и слышит, как и все добрые люди. Все это издали только. Подойдите поближе, и тотчас будет видно всякому, что каженник не то делает, что видит, и не то говорит, что слышит. Задумает ли он что делать, все выходит наоборот. Смотришь: начинает делать по-умному, а к концу уж верно сведет дельцо, хоть брось. Попробуйте заговорить с каженником, то что твой грамотный: так слова рекой и льются. Зато уж и не гневайтесь после, что в его речи нет ни смыслу, ни толку. Ведь за то-то и зовут его каженником. Одного только не знают: отчего каженнику не мил белый свет? отчего он не дорожит своею жизнью? Жить или не жить — ему все равно. Нет ни тоски, ни кручины, а горюет обо всем. Живет между родными; есть, как и у добрых людей, жена и дети; водится всякое добро больше другого,  а для каженника хоть ничего не будь. Тужит обо всем горемычной сиротой. Знахари открыли тайну, как навести каженника на добрый путь, как научить его уму-разуму. Призванные исцелять каженника, они надевают белую рубашку навыворот, сажают его семь зорь подле вереи, под ветер, поят травяной росой, окачивают водой из нагорного студенца». Этнографы, видевшие каженников, говорят, что это люди, одержимые меланхолией. 
 


17 Января     
Зосима - Пчельник.
         

Гоняли черта из деревни, потому что именно в этот день больше других он старается напакостить крестьянам. Мужики и бабы ввчеру надевали тулупы наизнанку и выходили на улицу, прихватив с собой кочерги да ожиги, а за лыковые пояса сковороды затыкали. Возглавляли процессию огнено-ши — мужики с ветошью зажженной. От двора к двору они ходили да кричали: «Выходи, нечистая сила! Гоним нечистого, снегом скрытого, вольного в этот день не только на своем болоте страх на все живое наводить, но и среди людей добро со злом мешать, скатывать любовь с белой горы, в сердце человеческое вселить тяготу». И когда в очередной раз раздавался крик «Выходи, нечистая сила!», вперед выходил один из мужиков в вывернутом наизнанку тулупе. Тут все кидались на него с ожигами, с поленьями, с кочергами. Забивали черта (конечно, понарошку), коли не успевал он обернуться в тварь неведомую, а на том, где черта били, зажигали костер и начинали праздновать над победу. Чтобы сберечь здоровье да счастье в жизни получить, молодые парни и девушки прыгали через огонь. В народном сознании имя Зосимы ассоциируется только с именем Зосимы Соловецкого, которому и молятся в «пчелиной» нужде. Память Зосимы Соловецкого отмечается 30 апреля. Тем не менее и день памяти мученика Зосимы именуется Пчельником. Любопытные девицы, желая испытать действие своих гаданий, выходили вечером на двор примечать звезды. Если видели, что Сажары (Большая Медведица) будут у них с правой руки, то были уверенны, что гадания сбудутся. В таком случае старшая и почетная девушка, всегда дочь богатых родителей, выходила вперед с пирогом, а другие, увиваясь вокруг ее, скороговоркой причитывали:
    Ай, звезды, звезды, Звездочки! Все вы, звезды, Одной матушки, Белорумяны вы Идородливы. Засылайте сватей По миру крещеному; Состряпайте свадебку. Для мира крещеного, Для пира гостиного, Для красной девицы, Свет родимой Анны Ивановны.
    Когда же замечали, что впереди Девичьи зори (линия звезд по Млечному Пути), тогда уходили расстроенные. Девичьи зори предвещали еще год девичьей жизни. В этот день славили чертополох. Считается, что он и врачует болезни, и утоляет девичьи зазнобы, и отгоняет бесов, и сохраняет в целости домашний скот. Его везде берегут. Чертополох, принесенный на Русь с киевских полей, обладает великой силой. Его приносили  женщины-переходницы. «Если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох». В великорусских губерниях промышляли вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на Святках, приносили чертополох к старушке-переходнице. Она варила его с особенными обрядами, с воском и ладаном. Вываренная вощанка зашивалась в ладанку. Чертополох назывался в народе татарином или мордвином (морд-винником) и обладал силой «оберега». При помощи чертополоха выгоняли червей из ран, произнося особый заговор. Заговор от червей на чертополох. Траву, называемую татарин или мордвин (чертополох), пригибают к земле — ежели скотина рыжая или белая на полдень, ежели черная на запад, и говорят: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Выведи, татарин (татарник, мордвин-ник, репей) червей у такого-то цвета скотины; если выведешь, я тебя отпущу; а если не выведешь, из корня подерну». Говорить трижды, не переводя духа; когда через три дня черви пропадут, траву отгибают. 
   


18 Января     
Крещенский Сочельник, Голодный Вечер.
         

18 января — день навечерие праздника Крещение Господня, приготовляющий к празднику постом. В просторечии день сей называется крещенским сочельником, вернее — сочевником, от особого кушанья, сочива, предписываемого церковным уставом для вкушения в этот день, — разваренных зерен пшеницы или риса. (Рецепт приготовления сочива см. января.) В деревнях, под Крещение, старушки собирали снег со стогов в полной уверенности, что только он один может выбелить всякую холстину, да так, как не сделают ни солнце, ни зола. Снег, собранный в крещенский вечер может сохранить в колодцах воду во весь год. Стоит только с поля принести снега, опустить его в колодезь, и тогда от него будет подспорье во весь год, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Снегом, собранным в крещенский вечер, поселяне исцеляли недуги — онемение в ногах, головокружение, судороги. В этот день, где бы ни показался огненный змей, везде найдет свой погибель. Огненный змей, по народным воззрениям, есть олицетворение дьявола. Дьявол принимает этот вид, когда намеревается вступит в половые сношения с женщинами. Сказания о таких связях существуют у всех славянских народов, занесены они и в наши летописи. Согласно легенде о Петре и Февронии, дьявол вступил в связь с княгиней при жизни ее мужа, приняв образ князя, но в большинство случаев он выбирает своими жертвами одиноких вдов или девиц, без меры грустящих и убивающихся по своим умершим мужьям или возлюбленным, и заступает место последних. Такие несчастные, всецело поглощенные своей скорбью, нередко забывают свои обязанности по отношению к Богу и ближним. Они перестают молиться, посещать церковь, ропщут на Господа, сомневаются в Его милосердии, богохульствуют. Вот этими-то обстоятельствами и пользуется дьявол. Наметив такую женщину, он в глухую ночь пролетает по небу в виде огненного змея, останавливается над ее избой, рассыпается искрами и является тоскующей, под видом ее мужа или любовника. Конечно такое явление приводит женщину в ужас, но обаяние дьявола так велико, что она скоро свыкается с мыслью, что любимый ею человек жив, а не умер. В страстных ласках проводит дьявол с нею ночь и при первом пении петухов исчезает. Затем посещения им новой любовницы происходят уже каждую ночь. Любовь огненного змея сушит и изводит женщин. Они бледнеют, худеют, истощаются. Дни проводят в тяжелой тоске, с нетерпением ожидая ночи, а с нею возлюбленного. Случается, что обольщенная дьяволом разговаривает с ним в присутствие посторонних, но последние не видят и не слышат духа. Иногда от таких связей родятся дети, но не обыкновенные, а богатыри, кудесники или кикиморы. Если связь со змеем продолжается долгое время, то женщина сходит с ума и нередко кончает самоубийством. Единственным средством избавиться от дьявола-змия является надевание на него шейного креста. Но очарованную женщину трудно уговорить прибегнуть к такой мере. Если однако она послушается, то хотя бы и не успела надеть, однако после нескольких повторений этой попытки дьявол ее оставляет и больная поправляется. Вот одна из быличек, которые часто рассказывали в деревнях: «Вот в Ветлуге был случай. Молодая женщина, пожив всего один год замужем, неожиданно лишилась своего супруга: его где-то на стороне убили. Много слез пролила Анна, сильно горевала и не знала, что делать от тоски. Наступила осень, и горожане увидели летуна: появится, осветит и рассыпается наддомом, где жила молодая вдова. Многие предостерегали Анну и говорили, что сами видели, как летал к ней огненный змей, и советовали обратиться с молитвами к Богу, но вдова и слышать не хотела, отвергала советы добрых людей. Она, не стесняясь, говорила домашним и знакомым, что муж ее не убит, а только скрывается от людей, потому несчастье его постигло, и он не смеет никому показаться на глаза, кроме своей жены, которую посещает часто. Она рассказывала, что муж, когда ночует у нее, вместе с ней спит, как спал и раньше живой, и уходил около полуночи до пения петухов. Недолго, однако, летал огненный змей к вдове. Начала она быстро таять, ничего по дням не ела, тосковала и лишилась рассудка, в вскоре ее и паралич разбил, так она в совершенном изнеможении и безумии скоро и умерла». 

       Заговор от огненного змея. 
   Втыкают в порог и во все щели избы траву мордвинник (чертополох) и говорят: «Как во граде Лукорье летел змей по поморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна ее умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася — как змей прилетит, так ее и обольстит. Тебя, змей, не бойся. Господу Богу поклонюся, преподобной Марии Египетской уподоблюся, во узилища заключуся. Как мертвому из земли не вставать, так и тебе ко мне не летать, утробы моей не распаляти, а сердцу моему не тосковати. Заговором я заговариваюсь, железным замком запираюся, каменным тыном огораживаюсь, водой ключевой прохлаждаюся, пеленой Божией Матери покрываюся; аминь». Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то предрекают плодородие ягнят. Тогда говорят: «Ярки звезды породят белые ярки». Крещенский сочельник — второй сочельник. Богоявление под полный месяц к большому разливу. Крещенский снег собирают для беления холстов, также от разных недугов. Увидеть Господне Крещение — в полночь чаша с водой сама колыхнется. На крещенский сочельник ставят на дверях меловые кресты. 



19 Января   
Крещение
         

Богоявление, или Крещение Господне, произошло на берегах реки Иордана, и совершил его Иоанн Предтеча. Сначала Иоанн не хотел крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но когда Господь сказал: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», — крестил Его. Когда же по крещении Господь выходил из воды, то отверзлись небеса, Дух Святой сошел на него в виде голубя, и слышан был глас с неба: 
  «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

В воспоминание крещение Христова в реке Иордане, в праздник Крещение бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордан. Водоосвящение бывает и накануне праздника во храмах. С освященной водой священнослужители ходят по домам. Это — для освящения как домов, так и живущих в них. Подобное хождение со святой водой бывает и в другие праздники, например, в храмовые. Воду, освященную в праздник Крещение, берут по домам и хранят. Она — святыня у христиан, не портится целые годы, исцеляет болезни. В Богоявленскую ночь небо перед утреней открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
   Крещенские морозы, известные своей жестокостью, по повериям русского народа, предвещают плодородие. Киевляне, говоря о сих морозах, прибавляли: «Трещи не трещи, а минули водокрещи». В великорусских губерниях девушки пекли пироги и выходили с ними вечером окликать суженого. (О святочных гадания смотри выше)
Если в этот день будет метель, то же самое будет и на Масленице. Если силен мороз на Водокрещи — на хлеба не ропщи. В иордани купаются, кто о Святках рядился. На Богоявленье день теплый, хлеб будет темный (т.е. густой). Коли на воду пойдут, да будет туман — хлеба много. На Богоявленье снег хлопьями — к урожаю; ясный день — к неурожаю.
Когда прорубь (иордань) полна воды, разлив будет большой. В Крещенье на полдень синие облака — к урожаю. Звездистая ночь на Богоявленье — урожай на горох и ягоды. Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи. Трещи не трещи, минули водокрещи. Дуй не дуй, не к Рождеству пошло, к Великодню. 



20 Января     
Иван Бражный, Перезимье.
         

В период с Рождества до Масленицы родители жениха засылают сватов к невесте. В день Ивана Бражного «запивали» счастье девичье, наскоро сложенное, против воли девичьей. Считалось, что если запить горе немилого супружества девице в этот день, то слез меньше будет. Когда сваху посылают засватывать избранную невесту, то делают следующий заговор. Он делается только тогда, когда не надеются получить добром согласие отца и матери невесты. «Встану я (имярек) на утренней заре, на солносходе красного солнца, и пойду из дверей в двери, из ворот в вороты на восточную сторону, в чистое поле; в том чистом поле гуляет буйный ветер. Подойду я поближе, поклонюсь пониже и скажу: 'Той еси, буйный ветер, пособи и помоги мне (имярек) закон получить от сего дома, и взять кого я хочу, и у того бы человека (имярек) ум и разум отступился и на все четыре стороны расшибся, а ко мне бы (имярек) приступился и умразум домашних судьбы наипаче, кого хочу получить; и перевалились бы и отошли бы ко мне (имярек) все ее мысли, и охоты, и забавы, и все бы их вниз по воде унесло, а на меня (имярек) принесло". Ключ в море, язык в роте. Тому слову нету края и конца, от злого человека вреда, беды и напасти. А кто бы на меня и на нее подумал (то есть, недоброе) и замыслил, у того человека ничего бы не последовало, и заперло бы ключами, и замками и 



21 Января     
Емельян - некрути буран
         

Если в этот день будут сильные ветры с юга, то будет лето грозное. В некоторых местах принято в этот день угощать кума с кумой. Крестьяне думали, что угощение кума с кумой приносит здоровье детям. Кум и кума, приходя в званый дом, приносят в подарок: брусок мыла и полотенце и, вручая его, говорят: «Вот тебе, кума, мыльно да белое белильцодля крестника». 

При первом же купании надо было мыть ребенка этим мылом, приговаривая: «Царь морской да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего (имярек), на чистоту его, на красоту его!» А в конце купания говорили: «С гуся вода, с моего дитятка худоба!» 

В этот день «запивали» счастье парней, наскоро сложенное, против их воли, по решению родительскому. Считалось, что если запить горе немилого супружества парню в этот день, то скорее стерпится-слюбится в ненавистном союзе. Кроме того в этот день принято было рассказывать сказки, небылицы и истории. Поэтому говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя». 



22 Января     
Филип
       

Если на Филиппа ясно — хороший урожай летом. Пришла пора — забот гора. После праздников накопилось много дел по хозяйству. В этот день ходили в баню, отмывались — смывали Святки. Хозяйки на Филиппа мыли дом, стирали. О хозяйке дома в русском народе говорили: Дом хозяйкой стоит. Без хозяйки дом, что мертвец непохороненный. Добрая хозяйка дороже золота. Не та хорошая хозяйка, что красно говорит, а та, которая вкусно щи варит.

_________________
Dolce Vita  солнышко
Вернуться к началу Перейти вниз
Вечность

Вечность


Сообщения : 8320
Дата регистрации : 2016-03-23

Народный календарь - ЯНВАРЬ  Empty
СообщениеТема: Re: Народный календарь - ЯНВАРЬ    Народный календарь - ЯНВАРЬ  EmptyПт 07 Окт 2016, 10:32

3
23 Января     
Григорий - Летоуказатель.
         

На Григория по инею примечали, какое лето будет — дождливое или засушливое. Если иней на деревьях — к сырому году. Деревья в инее — небо будет синее. Если иней «остается» на весь день, то лето будет ненастное, молодая рожь начнет цвести под самый дождь. Выходили смотреть на сенные стога и хлебные скирды, и если замечали, что на них есть иней, то предрекали, что лето будет сырое и мокрое. На Григория ветер с юга — к грозному лету. 



24 Января     
Феодосии - Весняк, Морозы - Худосеи.
         

Федосеево тепло — на раннюю весну пошло. Теплый Федосий не отзовется добром летом. Если морозный Федосий — яровое посеешь поздно. В этот день бывали очень нехорошие морозы. Нечистую силу повыгоняли из домов и дворов, деться ей некуда, но напакостить хочется. Вот она и опакостила морозы, от которых только и ждут беды. Поэтому говорили: «Мороз худ, готовит хлуд», «Мужик за порог, а мороз ему поперек». 



25 Января     
Татьяна Крещенская, БАБИЙ КУТ
         

Если в этот день идет снег, то лето будет дождливое. На Татьянин день морозно и небо ясное — к урожаю. На Татьяну теплая метель — к засухе и неурожаю. Бабий кут — это бабий угол, место у русской печи, где стояли все предметы домашней утвари и где хозяйка проводила много времени. Это место называлось еще солнышком. А потому на Татьянин день большуха — старшая в семье хозяйка — пекла большую ковригу хлеба, символ Солнца. Доставала ее из печи тоже большуха. Она давала хлебу чуть остыть и начинала отламывать по куску хлеба членам семьи. Каждому должен был достаться хоть кусочек. Считалось, что девочка, родившаяся на Татьяну, будет хорошей хозяйкой. 



26 Января     
Ерема.
         

В этот день говорили: «Ерема на печи, а кошка в печурке» По поведению кошки в русском народе делали «метеорологические прогнозы». Например кошка лижет лапу - к ведру, в печь лезет - к теплу, по половицам катается тоже к теплу. Если кошка скребет ногтями пол – это к метели, а если стену - к ненастью. Ложится вверх пузиком и тянется - к теплу 



27 Января     
Нина - Обряды Скотины.
         

В этот день скатину обходили. Чистили ее, выбрасывали из хлева навоз, перистилали на полу салому. С ласковыми словами к скотине оброщались. 



28 Января     
Павлов День.
         

Павел день прибавил. Павел взмок — дня приволок. В этот день примечали погоду: Ночь звездистая на Павла — к урожаю льна. Если на Павла ветер — год будет сырой. Если на окнах появились ледяные узоры в виде ржаных колосьев завитками вниз, а не торчмя — к урожаю. 
  


29 Января     
Пётр - Подукорм.
         

На Петра Полукорма выходили осматривать сенники и амбары. В сенниках замечали, сколько вышло корму для скотины и сколько его осталось до весны. Крестьяне говорили: «От Петра Полукорма остается ровно половина зимнего корма». Излишний остаток житного хлеба в амбарах предвещал плодородие. Если корма осталось меньше половины, надо сократить норму его выдачи скотине. Говорили: «Постится и скотина, коли хозяин корма не припас». Об этом дне малороссы замечали: «На Петра вериги, трутся крыги» (льдины). Это значит, что с настоящего времени начинает ломаться лед. В Псковской губернии поселяне, снаряжаясь для продажи лен, говорили: «Коли есть метла да костра, то будет хлеба до Петра, а синец и звонец доведут хлебу конец». Метла, или метлина, и кострика, как предметы малоценные в льняной торговле, не обещают больших барышей, и вырученные деньги от такого льна достаточны только будут на покупку хлеба до дня Петра Полукорма. Лен синий (синец) и издающий звук при трепании (звонец) обещает худой торг, житье голодное и бесхлебное. 



30 Января     
Антон Перезимник, Антонина Половина.
       

Перезимье — половина зимы по народному календарю. Говорили: «Антонина — зиме половина» В этот день пекли толокняные колобки — символы Солнца — или простые колобки.

Толокняный колобок.
Толокно смешивают с пшеничной мукой, добавляют растопленное кипящее сливочное масло, яйца, соль, хорошо размешивают и разводят кипятком или молоком до необходимой густоты. Делают тесто, вымешивают его, лепят колобки и ставят в печь. 

Архангельские колобки. 200 г сливочного масла, 1/2 стак. сметаны, 1/2 стак. воды и около 400 г ячменной муки. Замесить густое тесто, наделать небольшие булочки и в печь. 

В эти дни отваживали от дворов порчу. Поперек тропинки, ведущей во двор, проводили черту острым серпом, отсекая порчу. 

Заговор от порчи. 
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из избы во двери, из двора в ворота, в чистое поле, в восточную сторону, под красное солнце, под млад месяц, под частые звезды, под утреннюю зарю; взойду я на святую Сионскую гору, на святой Сионской горе Латырь камень; на Латыре камне стоит соборная апостольская церковь, в церкве соборной злат престол, на золоте престоле Михаил архангел туги луки натягает, живущия стрелы направляет, вышибает, выбивает из раба Божия (имярек) все притчища и урочища, худобища и меречища, щепоты и ломоты, натужища из белаго тела, из горячей крови, из осьми жил, из осьми суставов, из осьми недугов, родимыя, напущенныя от му¬жика, от волхуна, от кария, от чорныя, от черешныя, от бабы самокрутки, от девки простоволоски, от еретиков, от клеветников, от еретниц, от клеветниц, от чистых и от нечистых, от женатых и неженатых, от глухих, от слепых, от красных, от черных, от всякаго роду Русских и не Русских, от семидесяти языков. Святый Христов Михаиле вышибает, выбивает живучею стрелой из раба Божия (имярек), из мягких губ, из белых зуб, из белыя груди, из ретиваго сердца, из черныя печени, из горячей крови грыжныя жолуничища и отравища разсыпныя, напускныя, родимыя, от пития, от ествы, от вихоря, от ветру, от своих дум нечистых. Как зоря Амтимария исходила и потухала, тако же в раба Божия (имярек) всякие недуги напущенные и родимые исходили бы и потухали; как из булату, из синева укладу огнь каменем выбивает, так же бы из раба Божия (имярек) все недуги и порчи вышибало и выбивало бы; как щука-белуга с моря пену хватает и пожирает, тако же бы с раба Божия (имярек) все недужища, щепотища и ломотища, родимые и напускные, пожирало и поедало; как Латырю каменю из синева моря не выплавывать, тако же в раба Божия (имярек) всякой скорби не бывать, в осьми суставах не бывати и не боле-ти. Запру я этот наговор тридевяти-тремя замками, тридевяти-тремя ключами, во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне, и присно, и во веки веков, аминь».



31 Января   
Афанасий Ломонос, Изгнание Ведьм.
         

На Афанасия Ломоноса всегда бывают сильные морозы. На пост заступает просинец в морозах, стылых туманах, в инее, а покидает место свое старший из братьев месяц-батюшка тоже при лютых морозах. А знаете ли вы, что такое «лютый»? Это жестокий. Лютый зверь — истребленный в средние века восточноевропейский леопард, напавший на Владимира Мономаха. Так что лютые морозы действительно были страшны. Обозники и ямщики, отправлявшиеся из степных мест в Москву, часто обмораживали лица. Поэтому говорили: «На Афанасья береги нос», «Афанасий и Кирилло забирают за рыло». Русский народ верил, что в афанасьевские морозы ведьмы летают на шабаш и там теряют голову от излишнего веселья. Поэтому в этот день выгоняли ведьм. Знахарь или колдун являлся ночью; одни только старшие в доме знали о его прибытии. Ровно в полночь он начинал заговаривать трубы — обыкновенный путь ведьм, — забивал клинья под князек, сыпал семипечную золу по загнетке и, наконец, отправлялся на край селения, где снова, у изгороди, повторял обряды. Известно, что ведьмы, желая нанести кому-нибудь вред, влетают в трубу, но если будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от ее проказ. Ведьмы, отлетая вдаль, всегда летят на юг, по направлению к Лысой горе, а возвращаются на запад. Западную изгородь заговаривали знахари. Ведьма, подлетая к «защищенной» изгороди, с досады или убивала себя, или отлетала в другое место. Были среди знахарей такие доки, которые умели пересадить ведьму за тридевять земель; но такие знахари были редки, и труды их оценивались большими «гонорарами» — коровой или лошадью. Знахари уверяли поселян, что только на Афанасьевские морозы можно изгонять ведьм; всякое другое время неудобно. Говорили, что в эти дни ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. Мужики и сами гоняли ведьм. Брали кнуты, оглоби да ходили по деревне. Сначала свою избу обойдут, потом к другим пойдут. Лупили у погребов, у хлевов кнутами, колотили со всей силы по стенам амбаров.

_________________
Dolce Vita  солнышко
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Народный календарь - ЯНВАРЬ

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Календарь мага. ЯНВАРЬ
» Магический календарь обрядов ЯНВАРЬ
» Народный календарь - МАЙ
» Магический календарь. Благоприятные дни для магии ЯНВАРЬ
» Народный календарь - НОЯБРЬ

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магический Оазис :: Форум для новичков :: Календарь мага :: Январь-