Магический Оазис

всё о тайнах магии, предсказательные техники
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Магическая вышивка на одежде

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Вечность

Вечность


Сообщения : 8320
Дата регистрации : 2016-03-23

Магическая вышивка на одежде  Empty
СообщениеТема: Магическая вышивка на одежде    Магическая вышивка на одежде  EmptyВт 11 Окт 2016, 18:36

1
Из многих источников нам известно, что различные узоры, наносимые нашими предками на одежду, украшения и предметы домашнего быта выполняли не только функцию украшений, но и служили оберегами от возможного и существующего зла и потустороннего мира. Но помимо этого узоры на одежде несли еще и информационное значение – поклонившись в пояс встречному, человек «считывал» образ о местности, откуда человек родом, о его предках, о профессии, о его семье, детях, уровне духовного развития и многом другом. И это не досужий вымысел – обратитесь к сказкам: поклонившись в пояс юноши, царевна сразу называет Ивана добрым молодцем («парнем в возрасте жениха из  рода с хорошим прошлым, «добрым именем»); а в былинах князь повстречав пахаря в поле сразу узнает в нем богатыря ( «владеющий богом», «богатством» - достигший душевно состояния бога) и др. но где же располагалась эта информация?
Давайте размышлять. Поиграем в слова. Даже забыв значение явления, народ сохранял его название достаточно долго, очень неохотно сменяя его на какое-либо новое, но не известное предкам слово, потому что так «предками нашими заведено было и не нам обычаев сих сторониться».
Нижняя рубаха и у мужчин, и у женщин называлась тельник, нательная и, если судить по тем из них, что дошли до нашего времени, то выполнялась она с минимальным количеством швов (иногда даже меньшим, чем верхняя, что само по себе странно, так как мастерицы ранее старались использовать все кусочки ткани так, чтобы каждый отрезок пошел в дело, а кроить ту рубаху, которая изнашивается быстрее всего из больших, нерезаных кусков – это, с точки зрения бытового прагматизма, не экономно, глупо). Но если посмотреть на название – тельник состоит из двух несущих смысл морфем  «–тель-» и  «–ник». Первая морфема указывает на значение «тело», а вторая называет носителя качества (аналог: работ-ник, началь-ник, монтаж-ник и др.). значит само слово имеет значение «носитель (хранитель) тела» или «заменитель тела».   Таким образом, можно предположить, что нижняя рубаха играла роль тели в этом мире (а поскольку одежда – принадлежность социума – то социального мира). Поскольку тело наше, при вхождении в мир, чисто, то и на нижней рубахе узоров вышивки быть не должно. Это подтверждается этнографическими сборами одежды: нижние рубахи даже 18-19вв. не орнаментированы, лишь иногда прошиты по швам красной ниткой, которую в деревнях Васюткино, Безымянка, Ярилина плешь, Березовка Самарской Ульяновской областей называют пуп, пуповинка. Кроме того, нижнюю рубаху часто в материалах сборов этнографии называют исподней – ис-под-ня-я. Здесь даже значение не завуалировано, не скрыто – «из под нее – я», душа.  
Следующая рубашка, надеваемая поверх исподней, часто и у мужчин, и у женщин называлась станом, но также могла называться и только центральная часть рубахи – однокорневые слова: стан (ткацкий станок), станок, становиться, статься, останавливаться, сто и др. Если  анализировать первичную корневую связь этого слова со словом-понятием «стан», то, в целом, в ткацком станке станом собственно называли  нижнюю его основу, которая, по отношению к верхней его части и к нитям, выполняет поддерживающую функцию. В системе мифологического воззрения наших предков все, что связано с поддержкой, низом, связывалось с предками, с миром прошлого. Таким образом, можно предположить, что на стане вышивалась информация, связанная с прошлым человека, о его роде. Но где располагалась эта информация? Поскольку ушедшие предки – это основа рода, его корни на Мировом древе – то, скорее всего внизу рубахи. Эту информацию нам подсказывает и название низа рубахи – подол, припол (под - ол ( ом ) находящееся, а Ол в «Всесветной грамоте» – это соединение духовного и земного наполнения, силы в человеке – силы богов и предков; даже в английском языке это слово значит «все»). Однокоренные  слова: подолье, подпол, подполье – то, что под полой – а что можно спрятать под полой? Явно что-то сокровенное. Вспоминаем, что у нас там, под – тело. Проверяем, анализируя этнографические находки. 
Основные фигуры вышивки, изображаемые на подоле рубах: 
1) знаки земли (предок нас всех) (не путать со знаками засеянного поля); 
2) мировые древа ( они же являются образами родовых древ семьи); 
3) женские маленькие фигурки – берегини (не превышают размерами растительные узоры); 
4) фигурки птиц (в славянской мифологии птица – вестник и вместилище души предка или потомка). 
5) Встречаются перевернутые изогнутые линии, располагающиеся под линией земной тверди – это или знаки корней (если линия имеет различные ответвления), или река Смородина, текущая не в мире Яви, а в мире Нави, отделяющая мир ушедшего, мир предков от мира живых.
Подсказку нам дает и слово становиться – становиться кем-то в этом мире можно только опираясь на что-то – на прошлое, на знания предков, на их силу. Значит, этот процесс становления должен быть показан на рубахе полностью. Смотрим дальше.
Чуть  выше уровня подола рубахи располагалась вышивка на запястьях рукавов. Надо учесть, что в некоторых губерниях запястье называлось заман ( однокор.сл.: заманивать, замануха) и ладонь с кистевой ее частью – лопоть, лапоть (од.кор.сл.: лапать - в значении хватать), ручица («обладающая качеством руч(ья), рук(и)»), хапуга(и), хирьга(и) (кирга).   Что же такого можем мы заманивать, хватать, хапать, подгребать к себе, как хиргой (кочергой)? Что ценного для нас настолько, чтобы это нашло свое отражение в вышивке на соответствующей части одежды? Наши руки участвуют в нашем процессе становления непосредственно – именно руками мы сначала ощупываем, охватываем познавая наш мир, через руко-делие  мы учимся создавать Мир-Вселенную. Это тот инструмент, с помощью которого мы уподобляемся впервые Богу, еще не овладев высшим умением творения через слово и мысль. Значит, рукава одежды было важно защитить не только потому, что это отверстия в целостности одежды, откуда могла уйти сила или войти что-то ненужное, чужеродное, но и потому что руки – это то, с помощью чего мы ладим, творим, варганим наш Мир. Кроме того, руки являются инструментами в нашей профессии. А во времена наших предков ручной труд имел еще большее значение, чем сейчас. Таким образом, мы можем предположить, что именно качества человека как творца, мастера, профессионала какого-либо дела отражались в вышивке на рукавах.
И действительно, в этнографических сборах русских костюмов на рукавах мужских рубах мы можем увидеть: 
1) знаки растительности, всходов (пахарь, крестьянин?); 
2)  ячеистые узоры (соты) (пчеловод?); 
3) волнистые линии (вода?) (рыбак?);
4) узоры, соотносимые с богом Ярилой  - стрелы, яровы уды (одежда парней, юношей);
5) фигуры хищных зверей и зверо-птиц (охотники?). 
Женские рубахи орнаментированы на запястьях следующими типами узоров: 
1)    знаки засеянного поля;
2)    растительный орнамент;
3)    волнистые линии;
4)    знаки семени и зародыши;
5)    рогатые узоры
На женских рубахах узоры на запястье могли означать и профессию мужа, и какое-либо собственное особенное умение женщины. Но женские рубахи вышивались не только на запястьях, но и на верхней части рукава, которая называлась полик. Давайте обратимся к самому слову: корень слова имеет следующие родственно-корневые связи: полик – поле – пол – пол(половина); а суффикс –ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение ( как в словах ключ-ик, зонт-ик, кот-ик и т.п. ). Мы получаем два возможных значения слова полик – «маленькое поле» и «маленькая половина» - половина уже не является целым, поэтому она не может сама быть маленькой, иначе получается несуразица (вроде «масло масляное») – остается второе значение – «маленькое поле». В мифологии и  русских сказках  очень часто встречается образ «Бранного поля» - места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Женщина не являлась профессиональным воином (во всяком случае, такое встречалось достаточно редко), но она – хранительница домашнего очага, берегиня рода своего (до замужества) и рода мужа (после) – своей семьи. Поэтому и бились всегда мужи сильные и мудрые за женщин и берегли их. Но и женщина билась за здоровье и счастье своей семьи ежедневно, а в случае большой беды – и на полях сражений защищала свой дом, когда больше некому было защищать, поэтому и было только у нее «поле бранное» на одежде, где спрашивала она помощи у богов-покровителей рода своего и мужнего. 
И действительно, на поликах женских рубах мы встречаем следующие узоры вышивок:
1) фигуры богов и богинь, с воздетыми кверху руками (обращение к Солнцу и Небу);
2) фигуры богов и богинь, с опущенными книзу руками (обращение к Земле);
3) растительные орнаменты с большим количеством сказочных цветов и деревьев;
4) гигантские птицы (образы Гамаюн, Алконест, Феникс, птицы Матерь-Сва ?), часто с восседающими на них фигурками людей и богов (подобные сюжеты часто встречаются в волшебных сказках);
5) люди-кони, люди-птицы;
6) звезды (как фон для других мотивов, что явно указывает на изображение не земного, а горнего, небесного мира; или самостоятельно);
7) изображение Солнца и Луны (самостоятельно или в композиции с другими элементами).
Следующим, где делалась вышивка, был ворот, воротеца, горло. Корневые связи слова: ворот – ворота – врата – врать (говорить): в-(указатель направленности процесса внутрь) - ра-(солнце)-ть(указатель процесса, формы глагола как части речи) – «место где внутрь солнце движется». Горло – гор – ло (ол обратное) - г(в)ор – говорить истину. Таким образом, ворот – место, где солнечная, божественная сила входит в нас, тело и душу(душа опять же внутри тела) и где мы через горло можем говорить словом истину и таким образом творить Мир (творение материального мира – руки, а Боги творят уже Словом). Поэтому и делался изначально на рубахах от ворота разрез вниз – как символ дороги, по которой входит в нас сила солнечная и по которой мы поднимаемся от человека до Бога. Да и  макушка центрального Мирового Родового Древа (всегда большего по размерам, в сравнении с остальными), вышитого на подоле, была точно устремлена на этот разрез – вот она дорога силы солнечной, путь Ивана в сказке – от предков, через обретение своего дела, профессии, через труд руками – к собственной душе, к Богу в самом себе.
    На разрезе, идущем от ворота мы встречаем следующие узоры:
1)    тропки-дорожки (различные комбинации прерывистых и сплошных линий);
2)    извилистые, ломанные линии, окаймляющие разрез (символ той же дороги, ее трудности);
3)    вплетенные в линии знаки старших богов(покровительство?);
4)    свастичные и солярные символы;
5)    звездно-цветочные знаки (символы цветущей, сияющей – чистой души?);
6)    дерево, без цветов и листьев, идущее от центра разреза и направленное маковкой вниз, стремясь к находящемуся точно под ним центральному Древу на подоле. Этот элемент часто заменяет нашитый или вышитый равнобедренный треугольник, которым заканчивается разрез и который также ориентирован вершиной вниз.
На вороте, воротнике-стойке мы часто встречаем те же  узоры, которые окаймляют разрез, за исключением последнего элемента: треугольник или мотив дерева, завершающий разрез – элемент, присутствующий только на разрезе. 
    Но кроме этого, встречаются в этнографических сборах и рубахи, у которых от ворота или воротника узор переходит на плечи. Случайно это или нет, но все рубахи с плечевым узором сшивные по плечам, т.е. имеют плечевой шов. В основном это мужские рубахи. Поскольку мы знаем, что любой разрез на ткани, любой шов воспринимался нашими предками как возможная «прореха» в защите от всевозможного зла, то подобная орнаментация плеч не случайна. Это подтверждает и то, что знать и князья, а в более поздний период христианские священники носили плечевое украшение, называемое оплечье (оплетье, оплотье), имеющее круглую форму (или застегивающееся вкруг на спине), украшенную драгоценными камнями и жемчугом. На рубахах простых людей на плечах располагалось всего несколько типов узоров: 1) фигуры птиц и людей-птиц; 2) фигуры крылатых зверей; 3) большие изображения солнца. Слово оплечье этимологически связано со словом оплот, которое начало встречаться в языке наших предков в период гонений и воин за веру (словосочетание «оплот веры» в значении «непоколебимая основа веры, основа основ») и означало оно «основа, вера без доказательств). Из этого всего можно сделать вывод, что на плечах вышивка появилась во времена гонения на веру, встречалась только на рубахах с плечевыми швами и изображался там символ Вышнего Бога. Надо отметить и то, что порядок расположения камней на оплечьях князей не был случаен, на самых древних легко можно увидеть строение нашей Вселенной и систему расположения планет в ней.  
Таким образом, на рубахе расположение вышивки не случайно: по подолу располагалась информация о роде человека, его предках, его семье; на рукавах – о его профессии, возрасте; у женщин еще и какие Боги берегут ее и ее род; на вороте и  разрезе от него идущем вниз – путь, которым человек идет в познании себя и Бога в себе; на плечах – образ его Бога, к которому он стремится. Вспомним слово стан, которым называлось центральное полотнище рубахи, на котором располагались подол, ворот, разрез на нем и плечи – и вот вам слово становиться – весь процесс которого и изображался на стане. А руки – это то, чем и через что он прокладывает себе этот путь к собственной душе, к Богу.
Творя рубашку себе, своему будущему жениху или мужу, детям женщина вкладывала туда не просто свою душу и любовь, она становилась подобной Великим Богиням – Макоши, Ладе и Маре – вкладывая в вышивку рубашки образы прошлого, настоящего и закладывала будущее, вкладывала пожелания, таким образом, направляя духовный путь развития человека, которому предназначалась это изделие, а иной раз и полностью меняя его жизненный путь. В этот момент ей было подвластно все, даже время и судьба человека. Поэтому и не садились вышивать в раздражении и грусти одежду. От женщины, создаваемой ей вышивки зависела судьба человека.
Важным элементом одежды был головной убор. Для девушек это расшитая золотом, жемчугом, речным камнем  красная повязка, оставляющая открытым затылок – краса – на ней изображались символы, способствующие росту девушки духовному и физическому, которая, к тому же, своим цветом призывала крови – символ девичества, готовность стать Вестой, призыв силы рода. Ее одевали на гулянья, праздники. В обычной жизни девушки, дети, мужчины носили очелья – сотканные на вертышках или бердо полоски тесьмы – постоянное напоминание о том, что у человека есть чело – разум (своего рода шпаргалка по принципу «дело не шей, а дело разумей» - не спонтанно, бездумно делай, а в разуме, осознанно).
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Магическая вышивка на одежде

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Магическая защита
» Магическая диета
» Магическая метла
» Магическая пирамида
» Магическая сила и еда

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магический Оазис :: Магия :: Деревенская магия :: Магия деревенского быта-