Вечность
Сообщения : 8320 Дата регистрации : 2016-03-23
| Тема: Дар шамана («шаманская болезнь») Пн 17 Окт 2016, 14:50 | |
| 1 Шаманизм. Дар шамана. Дар шамана («шаманская болезнь») мог обнаружиться как у мужчин, так и у женщин. Предполагаемый шаман узнает о своем избрании по некоему овеществленному знаку, например, серьезной болезни, от которой он едва не умирает, но излечивается благодаря своей силе. В других культурах человека, обладающего задатками шамана, выделяют в ранней молодости, обучают, а затем проводят через обряд посвящения. Одной из самых распространенных форм избрания будущего шамана является встреча с божественным или полубожественным существом, которое, являясь ему во сне, во время болезни или при других обстоятельствах, сообщает, что он "избран", и склоняет его к тому, чтобы с этого момента он вел другой образ жизни. Чаще всего эту новость ему сообщают души предков-шаманов. Подтверждением "избранности" шамана являться может какой-либо отличительный знак на теле - тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении. Считалось, что истинный шаман должен был иметь лишнюю кость и, что лишь люди, чьи души учились на том свете шаманской грамоте, могут сделаться хорошими шаманами. В традиционных обществах, где шаманизм являлся родовой традицией, «шаманская болезнь» могла начаться в любом возрасте - и в 10, и в 45 лет, для нее нет возрастных ограничений.Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после наставления двойного порядка: - Экстатического (сны, трансы, болезни и т. д.) - Традиционного (шаманские техники, имена и функции духов, мифология и генеалогия рода, тайный язык и т. д.)Это двойное наставление, даваемое духами и старыми наставниками-шаманами, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал. Однако отсутствие подобного рода ритуала вовсе не означает отсутствия посвящения: оно вполне может осуществляться во сне или в экстатическом переживании неофита (будущего шамана). После «зова» будущий шаман в течение нескольких лет проходит серьезные испытания, представляющие серьезный кризис. Церемония посвящения содержит переживания и экстатические состояния, включающие темы:- Расчленение тела - Ученичество - Вознесение на небеса и общение с богами и духами - Соблазны и испытания - Нисхождение в Преисподнюю - Смерть и возрождение - Откровения религиозной и шаманской природыВ некоторых случаях, посвящаемый проходит все эти этапы, в некоторых — лишь частично. Отсутствие или наличие отдельных этапов указывает на определенную религиозную ориентацию. Диалектика сакрального делает возможным различные обратимости; ни одна «форма» не гарантирована от деградации и распада, ни одна «история» не является окончательной. Всякая "болезнь-призвание" играет роль инициации, поскольку страдания, вызванные ею, соответствуют испытаниям посвящения, психическая изоляция "больного избранника" эквивалентна изоляции и одиночеству во время церемонии посвящения, а приближение смерти, ощущаемое больным (агония, потеря сознания и т. п.), напоминает символическую смерть, которая входит в большинство инициаций. |
|