Магический Оазис

всё о тайнах магии, предсказательные техники
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Царь Иван Грозный и его восемь жен

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Адора
Admin
Адора


Сообщения : 14743
Дата регистрации : 2016-03-22
Возраст : 47

Царь Иван Грозный и его восемь жен Empty
СообщениеТема: Царь Иван Грозный и его восемь жен   Царь Иван Грозный и его восемь жен EmptyЧт 10 Окт 2019, 17:47

1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Часть I: Первая русская царица - Анастасия


С детства не знающий удержа, развращенный боярами, которых он потом безжалостно казнил, Иоанн всю жизнь был жрецом разврата. История знает только две недели, когда он вел сколько-нибудь человеческую жизнь. Это были две недели его первого брака (цит. по. Заякин Б.Н. "Лихолетье". роман).




Первая и последняя русская царица Анастасия


16 февраля 1546 года семнадцатилетний Иоанн Васильевич женился на Анастасии Захарьиной. Род Захарьиных был не из знатных, но Анастасия пленила царя своей красотой и, главное, своей мягкой женственностью. Иоанн узнал женщин с тринадцатилетнего возраста. Бояре, стремясь отвлечь его от дел правления, наперерыв устраивали ему любовные связи. Благодаря этому царь менял своих любовниц чуть ли не каждый день. За четыре года бояре сосватали ему несколько сот девушек. Конечно, это, по большой части, были девицы, искушенные в любовных чарах, старавшиеся завлечь царя кокетством и поддельной страстностью. Среди бояр об Иоанне сложилось мнение, что он любит бойких, страстных женщин. Несмотря на всю уродливость условий, среди которых протекало детство царя, у него, где-то в укромном уголке души, слабо тлела искра тихого счастья. “На смотру”, устроенном, по обычаю, для венчания жениха, Иоанн поразил всех своим выбором. Боярышни, собранные со всего царства,числом 1500 девиц, кокетливо улыбаясь, так или иначе старались обратить на себя внимание царя, а он выбрал Захарьину, скромность которой вызывала насмешливые улыбки.



Анастасия(1530/1532—1560) происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Иване III, из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна. Ее мать Ульяна Фёдоровна Карпова была дочерью Федора Ивановича Карпова (окольничий, который в 1508-1539 руководил Восточной внешней политикой Российского государства).

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Серия исторические куклы - царица Анастасия

Анастасия была младшей из двух дочерей, была невысокого роста, но обладала очень правильными чертами лица и длинными роскошными волосами. Выбор царской невесты на Руси копировал византийский обряд – собирали самых красивых, знатных девушек и из их числа, предварительно выбрав самых лучших при помощи женщин царского рода и врачей, которые отвечали за то, чтобы выбранные девицы были здоровыми и без изъянов, – уже предоставляли царю лучших из лучших. Царь выбирал наиболее понравившуюся, которую и брал в жены. Анастасию Иван Грозный выбрал из полутора тысяч претенденток. 

И все же Анастасия была неровня царю Ивану, известно, что многие бояре были недовольны выбором царя и пеняли, что им приходится служить незнатному роду.

С обычной пышностью была отпразднована свадьба. Все с любопытством ждали, как поведет себя царь. Прошла неделя, и бояре не узнали царя. Прекратились жестокие забавы с медведями и шутами, не было слышно “срамных” песен, исчезли девушки, наполнявшие терема дворца. Иоанн был со всеми приветлив, щедро помогал нуждающимся. Он даже выпустил из казематов и застенков многих заключенных. Эту перемену всецело приписывали влиянию его молодой жены. Действительно, Анастасия всеми силами старалась оказывать на царя благотворное влияние, но, если ей это и удавалось, то, как показало будущее, лишь потому, что Иоанну нравился резкий контраст между прежней бурной жизнью и тихим семейным счастьем. Это была первая и последняя вспышка той искорки, которая таилась в нем.




Как уже сказано, Иоанн вел семейную жизнь всего две недели.

"...В первых числах марта в нем произошла резкая перемена, и притом без всякой видимой причины. Однажды утром он позвал к себе в опочивальню одного из дежурных бояр. Анастасия кротко заметила ему, что негоже звать мужчину в опочивальню, когда она, царица, лежит в постели.

Иоанн цинично расхохотался и крикнул:

— Какая ты царица? ! Как была ты Настька Захарьина, так и осталась. Захочу — сегодня же тебя в монастырь заточу и опять женюсь. Анастасия, не ожидавшая ничего подобного, тихо вскрикнула и расплакалась. В это время вошел боярин. Он был очень смущен. Не только в царскую, но и в боярскую опочивальню вход посторонним мужчинам был всюду закрыт. Боярин остановился у двери, отвесил низкий поклон и стал ждать приказаний.

— Слушай, Семен Федорович! —сказал Иоанн, приподнимаясь на постели. — Скажи там, чтобы медведей приготовили. Поиграть охота пришла. Анастасия вздрогнула. Она знала, какие ужасы творились во время таких “игр”, и надеялась, что царь от них отказался навсегда. Боярин еще раз поклонился и вышел.

После ухода боярина Анастасия стала умолять Иоанна отказаться от его затеи. — Вспомни, государь, — говорила она, — как мы с тобой до сей поры жили. Как у нас все было тихо, да ясно. — Надоела мне тишина эта, — ответил Иоанн, вставая с постели. — Все одно и то же. Буду жить, как раньше жил. Молча одевшись, он вышел из опочивальни, не обращая внимания на ласковые уговоры Анастасии.

В то же утро на “царской площади”, перед Грановитой палатой состоялись “игры”. Царь любил, чтобы в них принимали участие люди, не знавшие, что их ожидает. Для этого обыкновенно призывали каких-нибудь посадских людей, предпочтительно—из дальних посадов. Так было и теперь. Как раз в Москву прибыли несколько дальних посадских, у которых были какие-то тяжебные дела. Их привели прямо на царскую площадку, где уже собрались бояре, дьяки, служилые и ратные люди. Красное крыльцо было загорожено высокой решеткой. На нем стояли приближенные царя. Посадских поставили перед крыльцом. Вокруг них замкнулся круг ратных людей, державших в руках копья.

Через несколько минут на Красном крыльцо вынесли кресло с высокой спинкой и поставили его на верхней площадке. Затем вышел Иоанн.Он уселся в кресло, подозвал к себе младшего Басманова и тихо сказал ему: — Начинай.

Басманов подал знак. Круг расступился. Показались три огромных бурых медведя. Каждого из них, на длинных цепях, прикрепленных к кольцам, продетым через носы животных, вели несколько конюхов. Звери, привыкшие к таким забавам, нетерпеливо рвались вперед. Увидя медведей, посадские ахнули и окаменели. Еще один знак Басманова, конюхи отпустили цепи, и звери бросились на свои жертвы. Круг опять сомкнулся.

Посадские в ужасе бросились бежать, но бежать было некуда: они находились в кругу, и всюду их встречали острые копья ратных людей. Медведи догоняли их. Безоружные посадские, в порыве смертельного отчаяния, пытались защищаться голыми руками, метались, падали, кричали. Царь, глядя на эту жуткую травлю, громко хохотал. Ему вторили бояре. Дьяки и прочие люди низшего ранга почтительно хихикали, но в душе трепетали: участь посадских каждый день могла постигнуть и их самих" . (цит. по : Горский С.Ю. "Жёны Иоанна Грозного" М. 1912 г.)

Прямо с “игр” царь отправился обедать. Вопреки обычаям дворца, после свадьбы он требовал, чтобы за столом появлялась царица. Обыкновенно ее предупреждали заранее, и она приходила раньше царя, чтобы встретить его у стола поклонами. Иоанн вошел в стольную палату и остановился. Кроме слуг и дежурных стольников там никого не было. Он нахмурился и спросил, ни к кому не обращаясь: — Где царица?

Два стольника опрометью бросились в терем. Через несколько секунд они вернулись и доложили, что царице неможется.

— Вздор! —крикнул царь. —Позвать ее. А то и привести! —послал он вдогонку стольникам. Анастасия, действительно, была совсем больна. Не зная, что “игры” царя происходят на площади перед дворцом, она подошла к окну своего терема и увидела страшную картину травли. Это ее так потрясло, что с ней сделалась истерика. Тем не менее, нужно было повиноваться. Анастасия освежила лицо холодной водой и, едва держась на ногах, направилась в стольную палату. Царь встретил ее мрачным подозрительным взглядом, но ничего не сказал. Только в его шутках за обедом чувствовалось желание сделать ей что-нибудь неприятное. С веселым хохотом он вспоминал отдельные эпизоды травли и обещал Анастасии следующий раз взять ее с собою на Красное крыльцо. Этот обед был поминальной трапезой для семейной жизни Иоанна.

Женатый царь снова повел холостой образ жизни. Он предоставил все дела правления боярам, а сам всецело отдался охоте, жестоким играм, поездкам по монастырям и, главным образом, оргиям. К концу третьей недели после свадьбы Иоанна, московский дворец снова наполнился женщинами, число которых доходило до пятидесяти. Царь уже не требовал, чтобы к столу выходила Анастасия. В стольной палате за трапезой присутствовали десятки женщин.

Анастасия совершенно отошла на задний план. Правда, иногда у Иоанна пробуждалось к ней какое-то чувство, он ласкал ее, терпеливо выслушивал ее упреки, иногда даже приказывал, чтобы за трапезой в стольной палате не было ни одной женщины, и приглашал туда царицу, но эти вспышки делались все реже. Анастасия утратила всякое влияние на своего державного супруга.

Зато она организовала мастерскую, в которой под ее руководством ткали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать, Иулианна – большая мастерица по вышиванию жемчугом. Удивительным образом, образцы работ из мастерской Ананастасии сохранились до сих пор. На них сохранились даты и описания важнейших исторических событий. 

В музеях России хранятся изображения Никиты столпника, плащаница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат.



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

"Благовещение" и "Никита великомученник и Никита Переславский" хоругвь двусторонняя


Несколько произведений из мастерской царицы Анастасии украшают храмы Афона. Афонские старцы попросили их в дар в 1555 году.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Вышивка царицы Анастасии-"Богоматерь Одигитрия"



В 1549 году у Иоанна и Анастасии родилась дочь Анна. В ее честь был заложен храм во имя Иоакима и Анны ( в Новодевичьем монастыре в Москве). Но через год царевна умерла (храм остался недостроенным и впоследствии был разобран). Умерла в младенчестве и родившаяся в 1551 году дочь Марья. Родившегося в 1553 году сына царь назвал в память Донского Дмитрием, его крестили в Троицком монастыре у гроба преподобного Сергия. Через полгода он умер из-за нелепой случайности.

Тогда «по протоколу» наследника должна была носить «специальная нянька», а няньку должны были «поддерживать справа и слева две прислужницы. И вот когда родители Дмитрия отправились на богомолье в Кириллов монастырь и царский струг пристал к причалу, вся эта «свита» - нянька с младенцем и две прислужницы - ступила на сходни. Сходня под ними то ли перевернулась, то ли проломилась, но все оказались в воде... Взрослые выплыли, а наследник- нет... В шестимесячном возрасте разве выплывешь... (цит. по Бондаренко Г.М. "Жёны Ивана Грозного").

В 1554 году родился царевич Иван, затем царевна Евдокия, скончавшаяся на третьем году, а в 1557 году — царевич Федор.

Анастасия родила шестерых детей, но только двое остались в живых: Иван и Федор.

Царевич Иван был старшим сыном Ивана Грозного и его любимой жены Анастасии. В 1581 году ему исполнилось всего 27 лет, а он уже был трижды женат. Причем, вот она, ирония судьбы, его первой женой была Евдокия Сабурова, племянница Соломонии Сабуровой, первой жены его дедушки. И так же как его дедушка Иван Иванович, Евдокию буквально через год ссылают в тот же ,что и тетку, Покровский монастырь в Суздаль. Вроде бы тоже за бездетность, но уж слишком маленький срок прошел с момента свадьбы, так что дело темное. Вторая жена продержалась немного дольше - но за 4 года тоже не принесла церевичу наследника и присоединилась к Евдокии в Покровском монастыре. И вот третья жена, Елена Шереметева. Вскоре она забеременела. Но она чем-то прогневила Грозного и тот стал избивать ее. Муж вступился за беременную жену. В припадке гнева царь Иван так стукнул старшего сына, что тот умер (1581).




[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]



В. Г. Шварц - Иоанн Грозный у тела убитого им сына .1864.




Иван Грозный страшно раскаивался в этом убийстве. Он покинул Александровскую слободу и больше никогда туда не возвращался.

Младший Федор был женат на сестре Бориса Годунова Ирине, он оказался больным и бездетным.

В 5 часов дня 7 августа 1560 года Анастасия скончалась. Она хворала всего три дня, и самые искусные медики не могли определить ее болезни. Упорно говорили, что царицу отравили. Вся Москва провожала царицу, когда ее тело несли в Девичий Вознесенский монастырь. Летописец записал, что «преподобная Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели». А Карамзин отметил, что «со смертью Анастасии Иоанн лишился не только супруги, но и добродетели». Сам царь в письме к Курбскому через 18 лет после смерти жены писал: «Зачем вы разлучили меня с моей женой? только бы у меня не отняли юницы моей, кровавых жертв не было бы». На помин души Анастасии царь передал в Троицкий монастырь 1000 рублей, на помин сына Ивана 5000 рублей (годовой доход с боярской вотчины тех лет - порядка 500-1000 р.).





[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]





Иоанн был искренне, глубоко опечален смертью Анастасии. Во время похорон он шел за гробом, плакал, рвал на себе волосы. При виде его горя плакали многие бояре, а во время опускания гроба в могилу митрополит даже разрыдался. Целую неделю после похорон Анастасии Иоанн провел в одиночестве, не показываясь даже ближним боярам. Наконец, он вышел в приемную палату. Но это был уже совсем другой человек. Тридцатилетний царь сгорбился, лицо было желтое, прорезанное морщинами. Глубоко ввалившиеся глаза беспокойно бегали, горели недобрыми огоньками. Для Иоанна началась новая жизненная полоса, давшая ему печальную славу “Грозного”. Новая полоса началась и для всей Руси.




[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Вознесенский собор Кремля- Миниатюра из Лицевого летописного свода изображает похороны жены Ивана Грозного — царицы Анастасии.





Летописец говорит:
 [size=16]"Умерший убо царице Анастасии нача царь быти яр и прилюбодействием зело”. Все инстинкты, которые Иоанн сдерживал за последние годы, теперь развернулись стихийно. Стены Кремлевского дворца, видавшие много, никогда не были свидетельницами такого необузданного разврата, который воцарился в них после кончины царицы Анастасии. Весь дворец был превращен в сплошной гарем, где всякий приближенный боярин был обязан участвовать в оргиях. Не желавших подчиняться этому обычаю ждала суровая расправа*. (Соловьёв Е.А "Иоанн Грозный. Его жизнь и государственная деятельность")[/size]

Второй женой царя стала черкешенка Мария (Гошаней), дочь черкесского князя Темрюка.
( Продолжение следует )


_________________
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magicmir.forum2x2.ru
Адора
Admin
Адора


Сообщения : 14743
Дата регистрации : 2016-03-22
Возраст : 47

Царь Иван Грозный и его восемь жен Empty
СообщениеТема: Re: Царь Иван Грозный и его восемь жен   Царь Иван Грозный и его восемь жен EmptyЧт 10 Окт 2019, 18:19

2
Иван Грозный и его 8 жен: часть II - Черкешенка Мария





Через неделю после погребения царицы Иоанн устроил роскошный пир,в котором, кроме его любимцев, приняли участие и женщины, наводнявшие дворец раньше. К концу пира началась настоящая оргия. В угоду царю, бояре совершенно перестали стесняться. Остался сдержанным только престарелый князь Оболенский.




[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]




— Государь, — дрожащим голосом ответил князь. — Больно видеть мне на старости лет, как русский царь в скомороха обращается и не хочу я сам скоморохом быть. Взгляни вокруг себя: за царским столом сидят пьяные девки. То ли украшение для твоей стольной! Вспомни родителя твоего, Василия Иоанновича! При нем не было здесь такой срамоты. Чинно совершалась здесь трапеза, велись речи разумные, не слышно было смеха пьяного, да песен грамотных. Вели казнить меня, не выносит душа моя этого скоморошества. (цит. по : Горский С.Ю. "Жёны Иоанна Грозного" М. Дело. 1912 г. Гл. 5)

Иоанн побледнел. Его губы судорожно подергивались.

Царь приказал подать Оболенскому “большую чашу”. Это считалось особым почетом для гостей. Слуга с глубоким поклоном поднес князю наполненный вином золотой кубок на серебряном подносе. Оболенский встал, взял кубок, поклонился царю и, по обычаю, залпом выпил вино. Не успел опуститься на скамью, как на его губах выступила пена. Он зашатался и тяжело рухнул на пол. Кубок, звеня, покатился по столу. — Князь опьянел от радости, — презрительно сказал царь. — Вынесите его. Оболенского унесли. Сейчас же в стольной палате появились женщины и пир продолжался. (прим. ред. Горский, по тексту книги которого излагается эта сцена, придерживался мнения, что князь Оболенский был отравлен не на пиру, а на следующий день. Именно поэтому "Сейчас же в стольной палате появились женщины и пир продолжался", хотя абзацем раньше "Иоанн устроил роскошный пир,в котором, кроме его любимцев, приняли участие и женщины, наводнявшие дворец раньше")



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

К.Маковский.Князь Репин на пиру у Ивана Грозного.1880г.




Через несколько дней после расправы с Оболенским Иоанн расправился с князем Репниным. После очередной пирушки царь велел позвать музыкантов и принести маски. Он сам надел шутовскую маску и пустился в пляс. Присутствовавший при этом князь Репнин не выдержал и заплакал. Иоанн подбежал к нему и хотел надеть на него маску. Князь вырвал ее из рук царя, растоптал ногами и крикнул: — Государю ли быть скоморохом? По крайности я, боярин и думский советник, скоморохом быть не хочу. Иоанн выхватил из-за пояса нож и вонзил в грудь старика.

Такие расправы происходили почти каждый день. Бояре начали трусить. Отправляясь во дворец, никто из них не знал, вернется ли он домой живым. Наиболее именитые из них стали совещаться между собой. В конце концов решили, что царю необходимо жениться вторично. Все помнили, что при жизни царицы Анастасии царь, все же, не отличался особой кровожадностью. Надеялись, что новая женитьба подействует на него благотворно.

18 августа 1560 года, через восемь дней после смерти царицы, бояре во время приема били челом царю и просили его выбрать себе вторую жену.

Вначале царь примерялся к принцессе Екатерине, сестре польского короля. Но тот запросил Псков, Смоленск и Новгород – и Грозный отказался от своей идеи.

В то время Иоанн уже присоединил к русскому государству Казанское и Астраханское ханства. Так Россия вплотную приблизилась к Кавказским горам. Однажды делегация из Кабарды прибыла ко двору Ивана IV с богатыми дарами и с целым табуном великолепных кабардинских коней. Кабардинские мурзы (князья) просили царя принять их самих и их народ в российское подданство. Русские бояре, в свою очередь, тоже обратились к государю с просьбой закрепить союз с кавказскими народами царской женитьбой на одной из знатных кабардинок. И поехали государевы гонцы в Шемаху, и в Дербент, и в другие местности Северного Кавказа в поисках подходящей невесты для царя Московского и Всея Руси к тамошним властителям - шамхалам.






[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

    Гагарин.Черкешенка.          




Царская невеста нашлась среди дочерей мурзы черкасов горских Темрюка Юнгича. Черкасами на Руси именовались выходцы из Кабарды. Позднее многие из них по свойству с новой царицей получат имя князей Черкасских, оставивших заметный след в русской истории.

Тогда царь послал сватов на Кавказ и ему привезли черкешенку Гошеней, которая в крещении приняла имя Мария. Царю она понравилась – и тот подарил ей в знак симпатии платок, вышитый жемчугом.

Некоторые биографы Кученей считают, что она – прототип шамаханской царицы из «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина. И даже если это и не так, вспомним строки Пушкина еще раз – ведь утвердительного ответа или явного отрицания все еще нет.





[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Такой увидел Марию Мухадин Кишев




Английский дипломат Джером Горсей писал: «После этого (смерти Анастасии) он (Иван) женился на одной из черкесских княжен, от которой, насколько известно, у него не было потомства. Обряды и празднества, сопровождавшие эту женитьбу, были столь странными и языческими, что трудно поверить, что все это происходило в действительности». (см. Горсей Д. "Путешествие сэра Джерома Горсея". Часть 1.)

Дикая красота молодой черкешенки вскружила голову Иоанну. Мария стала невестой московского царя. Однако свадьбу пришлось отложить на целый год. Княжна совсем не говорила по-русски и даже не была крещена (имя Мария она получила при крещении). Бракосочетание состоялось 21 августа 1561 года.

Новая царица оказалась прямой противоположностью доброй Анастасии. Выросшая среди кавказских гор, привыкшая к охоте и опасностям, она жаждала бурной жизни. Тихая теремная жизнь ее не удовлетворяла. Мария охотно появлялась в стольной палате, с восторгом присутствовала на медвежьих травлях и даже, к ужасу бояр, с высоты кремлевских стен наблюдала за публичными казнями. Она не только не удерживала Иоанна от кровавых расправ, но сама толкала его на них. Понятно, что бояре невзлюбили новую царицу. Чтобы прочнее привязать к себе царя, она потакала его наклонностям к разврату. Она окружила себя самыми красивыми девушками и сама указывала на них Иоанну. Оргии стали происходить в теремах царицы, чего прежде никогда не было. Таким образом, после второго брака Иоанн стал вести еще более разнузданный образ жизни. Мария и сама не стеснялась. Почти на глазах у Иоанна она чуть ли не каждый день меняла любовников. Отуманенный вином и всякими излишествами, царь не замечал этого. Если же находились бояре, осмелившиеся намекать ему, что царица ведет образ жизни, недостойный ее высокого положения, Мария немедленно принимала меры, и смельчак попадал в ссылку или на плаху.





[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]



А.Левченко. Мария Темрюковна.




Мария приобрела огромное влияние на Иоанна. Она изучила его слабости и умело пользовалась ими. В значительной степени ей Русь обязана возникновением опричнины. По примеру кавказских правителей она посоветовала создать отряд телохранителей. Царь и раньше относился к боярам подозрительно, но под влиянием Марии он в каждом боярине стал видеть лютого врага. Его окружили новые любимцы: Малюта Скуратов, Федор Басманов, князь Афанасий Вяземский, Бельский, Василий Грязной и другие. После смерти митрополита Макария духовником царя стал архимандрит Чудова монастыря Левкий, родной брат Грязного. Эти люди, признававшие только свои личные интересы, не стеснялись в выборе средств. Они приобрели расположение царицы, всячески потворствовали ей, льстили, расхваливали ее царю и в то же время замкнули Иоанна и Марию в плотное кольцо, через которое не мог проникнуть никто другой; Князь Вяземский первый предложил Иоанну создать особую дружину борцов с крамолой. В эту дружину должны были войти “лучшие люди” и, конечно, прежде всего ближайшие.

3 февраля 1565 года царь с Марией бежал от мнимого заговора в Коломенское, а оттуда перебрался еще дальше, в село Тайнинское. Там они провели почти месяц,вплоть до 2 февраля.По прибытии бояре не узнали своего царя. Тридцатилетний Иоанн выглядел дряхлым стариком. Желтая, морщинистая кожа обтягивала череп, на котором не осталось почти ни одного волоса. Из глубоких впадин глядели совершенно тусклые, безжизненные глаза. Но в этом теле, дряхлом по виду, жил могучий злобный дух. 

Иоанн назначал себе тысячу телохранителей и называл их опричниками. Он объявлял своей личной собственностью около двадцати богатых городов и большинство московских улиц. Эту часть Руси и Москвы он называл “опричниной” и объявлял себя полным ее хозяином. Боярам оставалось только покориться.

Наступила кровавая полоса опричнины.







[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Мария Темрюковна




Опричники своими непрерывными открытиями “заговоров” так напугали Иоанна, что он решил покинуть Москву и переселиться в Александровскую слободу, Мария, отлично знавшая, что царя лишь пугают, не последовала за ним и осталась в Кремле. Иоанн отнесся к этому равнодушно. Мария как жена перестала для него существовать. Он снова завел обширный гарем, в котором чувствовал себя прекрасно. Царица, не стеснявшаяся и раньше, в отсутствие царя дала полную волю своим порочным инстинктам. В Кремлевском дворце, на его женской теремной половине, начались оргии, нисколько не уступавшие оргиям, которые видела стольная палата. Своим главным фаворитом царица избрала пылкого Афанасия Вяземского. Но, так как князь приезжал в Москву не каждый день, она дарила своим вниманием многих других. Она совершенно перестала стесняться. На пирах, которые устраивались во дворце чуть ли не каждый день, она появлялась простоволосая, что в то время для замужней женщины считалось совершенно непозволительным. Она вспомнила свою юность и нередко носила национальный черкесский костюм, выгодно выставлявший ее фигуру, но резко отличавшийся от целомудренных одежд русской женщины XVI века. Слухи о том, что делается в царском дворце, распространялись среди населения Москвы, и как всегда в таких случаях, принимали легендарные формы. Рассказывали, что царица показывается мужчинам совершенно обнаженная, что у нее в теремах живут тридцать любовников, которых она по очереди требует к себе, и т. д. Эти слухи дошли до Александровской слободы. Малюта счел долгом передать их царю. Иоанн усмехнулся и сказал:

— Узнаю царицу. Пусть веселится. А мы за нее Господу помолимся.
(цит. по. Горский С.Ю. "Жёны Иоанна Грозного" М. Дело. 1912. )

Несмотря на равнодушие, с которым Иоанн относился ко всем слухам о разгульной жизни Марии, он следил за каждым ее шагом. Ее похождения с любовниками его мало интересовали, но когда ему сообщили, что царица организует партию, которая намерена свергнуть его с престола, он решил принять меры.

Прежде всего, он приказал поставить царицу под бдительный надзор опричников, никого к ней не пускать и ей не позволять покидать Кремлевский дворец.Э то распоряжение царя произвело на Марию сильное впечатление. Пылкая южанка, лишенная возможности удовлетворять свои страсти, начала чахнуть. 1 сентября 1569 года она скончалась.

Единственный её ребёнок, о котором известно — царевич Василий Иванович — умер в двухмесячном возрасте в мае 1563, погребён, по-видимому, в Архангельском соборе, но его надгробие не сохранилось.

Иоанн нисколько не был огорчен смертью Марии. Он даже не счел нужным притворяться. К этому времени он окончательно погрузился в разврат и кровавые расправы.


P.S.


Справедливости ради стоит заметить, что есть и другая версия смерти Марии.

В 1569 г. в поездке по русскому Северу Мария Темрюковна простыла. Холодное дождливое лето в лесных чащобах, болотистые испарения и постоянная сырость в переездах пагубно отразились на ее здоровье. В начале августа царица тяжело заболела и слегла. Из Вологды в Александров ее везли в забытьи. В новогоднюю ночь 1 (14 сентября) 1569г. под утро она скончалась. В смерти ее царь опять обвинил бояр. Но этого ученые не подтверждают: никаких признаков насильственной смерти не обнаружено.

Как бы там ни было,но этот брак имел и большую политическую роль в присоединении Северного Кавказа к России. Об этом говорит и памятник Марии в центре г. Нальчик.




[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]



"Навеки с Россией". Памятник русской царице Марии Темрюковне в г.Нальчик




Родственники и свойственники Марии – князья Черкасские – в русской истории не потерялись: князь Иван Борисович, к примеру, при царе Алексее Михайловиче был фактическим главой правительства, князь Петр Борисович при императрице Елизавете – московским губернатором. В Москве о княжеском роде напоминают Черкасские переулки в Китай-городе. Считайте, что и это памятники русской царице Марии Темрюковне.

И еще: 1 (14 но новому стилю) сентября в престольный день храма преподобного Семиона Столпника города Нальчика совершается панихида об упокоении Благоверной царицы Российской великой княгини Марии Темрюковны и всех князей Черкасских».





[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


тот же помятник в г.Нальчик










liveinternet.ru


_________________
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magicmir.forum2x2.ru
Адора
Admin
Адора


Сообщения : 14743
Дата регистрации : 2016-03-22
Возраст : 47

Царь Иван Грозный и его восемь жен Empty
СообщениеТема: Re: Царь Иван Грозный и его восемь жен   Царь Иван Грозный и его восемь жен EmptyВс 19 Янв 2020, 22:58

3
Царь Иван Грозный и его восемь жен. Часть III - Марфа Собакина


Иоанн нисколько не был огорчен смертью Марии. Он даже не счел нужным притворяться. К этому времени он окончательно погрузился в разврат и кровавые расправы. В сопровождении опричников он стал делать наезды на вотчины. Оправдывались эти наезды, конечно, поисками крамолы. После трапезы пьяная орда вскакивала на коней и с дикими криками мчалась куда глаза глядят. Первая вотчина, встречавшаяся на пути, служила этапом.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] 
А.П. Рябушкин "Иван Грозный с приближенными"



Разумеется, царя встречали с глубоким почетом. Его провожали в лучшую комнату, предлагали ему угощения. Все эти посещения имели одинаковый результат: Иоанн, придравшись к какой-нибудь мелочи, приказывал своим спутникам "пощупать ребра” у гостеприимных хозяев. Начиналось избиение, причем щадились только молодые, красивые женщины и девушки. Последних показывали царю, он выбирал одну из них или двух, а остальных отдавал опричникам. Иногда оргии длились два или три дня. Эти наезды Иоанн называл "выбором жен”.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Г.Маковский. Поцелуйнай обряд.




Между тем положение Московского государства было очень печальное. Царь, всецело поглощенный развратом и расправой с воображаемой крамолой, совсем не занимался государственными делами.

Крымский хан Девлет-Гирей со своими полчищами вторгся в русские владения. Дезорганизованное русское войско не могло оказать серьезного сопротивления. Царь со своей опричниной бежал в Ярославль. Татары вступили в Москву и сожгли ее (весной 1572 года). Правда, хан отступил, но лишь потому, что откуда-то появился слух, что на помощь русскому царю спешит польский король с многочисленной армией. Иоанн, решительный в расправах с “крамольниками”, так растерялся, что обещал хану всевозможные уступки. Между прочим, отдал ему Астрахань, незадолго до этого завоеванную. Девлет-Гирей презирал Иоанна за его трусость. Это презрение ярко отразилось в грамоте, которую хан прислал Иоанну уже после своего отступления. “Жгу и пустошу Русь единственно за Казань и Астрахань, а богатства и деньги применяю к праху".

Даже опричники возмутились этой уступчивости русского царя. Приближенные царя решили уговорить его заключить новый брак. Опыт прошлого показывал, что женитьба оказывала на Иоанна некоторое влияние. Даже брак с Марией Темрюковой хоть сколько-нибудь сдерживал его. Уступчивость относительно крымского хана объяснялась исключительно тем, что Иоанн, поглощенный поисками случайных “жен”, решительно не был способен сосредоточиться на какой-нибудь определенной мысли. Царь охотно согласился вступить в третий брак. К этому времени сожженная Москва успела обстроиться. (Горский С.Ю. "Жёны Иоанна Грозного" М. Дело. 1912 г.) В столицу свезли 1500 дворянских девок . (прим.ред. А вот этого у Горского нет, он пишет о "сотнях боярских семейств". Но Карамзин говорит о том, что "числом их было более двух тысяч).





[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Т.Гороховская. Иван Грозный выбирает невесту


В определенный день в Грановитой палате состоялся смотр. Рядами стояли избранные красавицы. Лысый, сгорбленный, беззубый Иоанн, тяжело опираясь на посох, обходил ряды девушек, зорко вглядываясь в румяные, пышущие здоровьем лица. 

Из них на многомесячном смотре отобрали 24, а из тех - 12 самых лучших. В последний день их заставили раздеться догола, и царь с сыном осматривали невест нагими, хотя на Руси невеста потому и называлась невестой, что жених до свадьбы не должен видеть и лица ее. Для женитьбы 40-летнего требовалось специальное церковное разрешение, но царю было нетрудно его получить. По совету Малюты Скуратова царь выбрал его родственницу Марфу Собакину.



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Эта самая Марфа Собакина, по словам писательницы Е.А. Арсеньевой, «более походила на белый колокольчик, сбрызнутый росой. Сходство усугублялось тем, что точеный, чуть вздернутый носишко покрылся испариной, словно росинками. (Е. Арсеньева "Бориска Прелукавый". цит. по. Нечаев С.Ю. "Жёны и любовницы "Синей Бороды")

Иван Васильевич умилился: ну что за чудесная девчонка! Вот именно что девчонка – ее красота внушала не вожделение, а светлую радость. Эту Марфу хотелось не на ложе валить, а взять на руки, посадить на колени и шептать ей сказки в розовое ушко, столь крошечное, что легонькая жемчужная сережка для него и то тяжелой будет.

«Дочка! – насмешливо и грустно подумал Иван Васильевич. – Хочу такую дочку!»

В 1571 году Ивану Васильевичу исполнился сорок один год. Вроде бы, не так и много, но выглядел он если не дряхлым стариком, то уж, во всяком случае, не добрым молодцем. Желтая морщинистая кожа обтягивала череп, на котором не осталось почти ни одного волоса. Из глубоких впадин глядели совершенно тусклые, безжизненные глаза. Да и не глядели вовсе, а сверлили каждого, кто смел приблизиться. Таковых, кстати, было немного, и даже самые близкие бояре старались не попадаться царю под руку. Но, как ни странно, в этом дряхлом по виду теле жил могучий злобный дух.

А сколько было ей? Лет пятнадцать-шестнадцать? Царю, разменявшему пятый десяток, она годилась не просто в дочери, но почти уже и во внучки. Мысль о собственной зрелости, если не сказать – близкой старости, вдруг болезненно поразила Ивана Васильевича. Если бы все три его дочери, Анна, Мария и Евдокия, не умерли в младенчестве, то две из них уж точно были бы сейчас даже старше этой красавицы, которую он намеревался взять в жены. Эх, Анне было бы двадцать два, а Марии – двадцать, и у них уже были бы свои дети…

Матрена Бельская, жена Малюты Скуратова, тотчас же сообразила, что за мысли роятся в царской голове, и проворно сунула ему в ладонь прохладные девичьи пальчики – не свои, конечно, а юной Марфы Собакиной. Иван Васильевич улыбнулся и сжал их:

– Выбор сделан. Быть тебе, Марфа, дочь…

– Коломенского дворянина Василия Собакина, – опередив мужа, снова высунулась вперед бойкая Малютина жена.

– Быть тебе, Марфа, дочь Васильева, царицей! – ласково объявил царь.

Как было обозначено потом в приговоре Священного собора, «о девицах многу испытанию бывшу, потом же царь надолзе времяни избрал себе невесту, дщерь Василия Собакина». (Нечаев С.Ю. "Жёны и наложницы "Синей Бороды")



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
К.Е.Маковский. Под венец




И вот 26 июня 1571 года царь Иван IV объявил о своей помолвке с Марфой Собакиной. Кстати, в тот же день состоялась помолвка и старшего сына царя, царевича Ивана, с Е.Б.Сабуровой-Вислоухой. Отметим, что эта Евдокия была одной из участниц смотрин невест Ивана Грозного, но, как говорится, «не прошла сито отбора», и тогда руку девушки отдали цареву сыну.

Собранные на смотрины невесты жили в опричной Слободе много месяцев. Приглянувшихся девственниц царь брал на блуд. Под конец обесчещенных боярышень наделяли кое-каким приданым и выдавали замуж за придворных или же отпускали к родителям. На склоне лет монарх похвалялся тем, что растлил тысячу дев. Может быть, он преувеличивал, но не намного. Злосчастные смотрины надолго запомнились подданным великого государя.

Боярский род Собакиных не отличался родовитостью. Отец царской невесты, Василий Собакин, числился сокольничим, но в действительности был далек от дворца и постоянно проживал в своей дальней вотчине. Выбор царя был для него полной неожиданностью. В его небольшом московском доме начались спешные приготовления. Как-то случилось, что к нему стал вхож брат покойной царицы Марии, князь Михаил Темрюк. Князь Михаил стал часто бывать у Сабуровых. Марфа к нему привыкла. Однажды вечером Темрюк предложил боярышне несколько засахаренных фруктов. — Это с царского стола, от сегодняшнего обеда, — сказал он. (Заякин Б.Н. "Лихолетье).

Марфа приняла подарок. С этого дня она, никогда не отличавшаяся полнотой, заметно начала худеть. Кроме того, с ней начали делаться припадки. Об этом доложили царю, но он заявил, что обвенчается с Марфой. Несмотря на плохое самочувствие Марфы Собакиной, 28 октября Иван Васильевич сыграл в Александровской Слободе пышную свадьбу. Царь Иван "положа на Бога упование, любо исцелеет" все же заключил этот третий брак.

Свадьба была веселой. Известно, например, что из Великого Новгорода прибыли целая ватага скоморохов и подводы с ручными медведями - для царской свадебной потехи. В свадебной церемонии, в разном качестве - кто "дружкой" царя, кто с "осыпалом", кто "за санями шел", кто "колпак держал", кто в "мыльне" (бане) присутствовал - приняли участие десять ближайших родственников Марфы Васильевны: отец и дяди, двоюродные братья с женами и без.

Через неделю, 4 ноября, сыграл свадьбу и царевич Иван Иванович. Праздники следовали один за другим. То был первый брак царевича из его трех - по настоянию отца он был расторгнут в 1575 году.

А между тем царица Марфа Васильевна не только не поправлялась, но чувствовала себя все хуже и хуже.



[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
С.А.Никитин. Скульптурная реконструкция по черепу Марфы Собакиной




Иван Васильевич не находил себе места. Лицо его в те дни было искажено глубоким горем, а глаза полны слез. Он действительно был потрясен до глубины души, но до последней минуты все же надеялся на лучшее. При этом было не совсем понятно, что мучает государя сильнее – приближающаяся смерть ни в чем не повинного прекрасного юного существа или осознание того, что не все, оказывается, в мире подвластно царской воле? Скорее всего, последнее лишь усугубляло его неподдельное горе. В самом деле, мог ли такой человек смириться с тем, что высокомерная судьба в очередной раз указала ему на место, напомнила, что он не властелин, не знающий границ своих желаний и неистощимый в поиске средств для их исполнения, а прежде всего самый обыкновенный человек.

Доктор Элизеус Бомелиус, находившийся рядом, в сотый раз недоуменно пожимал плечами. Ну никак у него не получалось понять, что же такое случилось! Молодая девушка, само воплощение здоровья и свежести, вдруг ни с того ни с сего начала увядать, как цветок, который по какой-то причине перестали поливать. Голландец готов был дать руку на отсечение, что в день смотрин и в день обручения Марфа Собакина была совершенно здорова. В конце концов он же сам досконально осмотрел ее, да и исследование цвета и запаха ее урины – этот "супернаучный" метод – точно не могло дать неверного результата. Значит, что-то произошло потом. Но что? И когда? Невозможно понять, ведь новоявленная царица жила в отдельном покое царского дворца, под круглосуточным присмотром лично Малюты Скуратова и его жены, а уж они-то стерегли ее и берегли, как зеницу ока.

И все же, что могло произойти?

Ответ на этот вопрос мог быть только один: девушку отравили, как некогда отравили и первую, и вторую царицу. Но если прежние "виновники" были известны и примерно наказаны, то погубителя Марфы Собакиной еще предстояло найти.

Скончалась Марфа Собакина 14 ноября 1571 года. Ее похоронили рядом с Марией Темрюковной, второй женой грозного царя, в кремлевском Вознесенском соборе – усыпальнице для женщин из царской семьи

Она фактически так и не стала женой русского царя - об этом существует специальная запись в церковных документах того времени.

Начались расправы. Иоанн узнал, что болезнь Марфы началась после того, как молодой князь Темрюк подарил ей засахаренные фрукты, Михаила посадили на кол.

Посажение на кол – это очень больно и очень страшно. Человека насаживали на заостренный толстый кол, который потом устанавливался вертикально, и жертва под действием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько часов, а то и дней. Дикость какая-то! А ведь убитый таким кошмарным образом Михаил Темрюкович, брат покойной царицы, был царю не просто шурином, но и доверенным человеком. Однако это его не спасло: в мае 1571 года он был схвачен и посажен на кол (или, по другой версии, зарублен по дороге из Москвы в Серпухов). Его жена с шестимесячным сыном были казнены еще раньше: по приказу царя их тела бросили прямо на дворе непогребенными.

Историк Н.И.Костомаров указывает на то, что это произошло еще до обряда венчания, и Иван Грозный, отправляясь с невестой в Троицкий собор Александровской слободы, уже знал, что Марфу пытались отравить. То есть она еще до того, как стать официальной женой, уже была больна.

Но есть и другая версия: если бы царь видел, что его невеста больна, он бы отложил официальную церемонию до полного выздоровления Марфы, а это значит, что во время венчания она должна была выглядеть совершенно здоровой и получила яд уже после приезда из церкви. Скорее всего, во время свадебного пира.

По некоторым данным, пир как раз и был прерван тем, что новобрачная потеряла сознание. Царицу отнесли в покои, а новоиспеченный муж, он же царь всея Руси, не захотел ложиться с ней в одну постель якобы ни в первую брачную ночь, ни в последующие.

В довершение ко всему, Иван Грозный узнал, что Евдокию Сабурову, жену его сына Ивана, участь царевны никак не устраивала. Она, поди ж ты, страстно желала обязательно быть царицей, ненавидела Марфу Собакину и якобы жаждала отомстить за то, что та перешла ей дорогу к престолу. Не стесняясь, она якобы говорила об этом направо и налево, в том числе и своему молодому мужу. Ну, не дурища ли? Ведь вполне могла стать царицей, надо было только подождать, пока ее Иван Иванович взойдет на престол…

А теперь вот уже точно не взойдет. Через месяц после свадьбы Евдокия отправилась в монастырь, по дорожке, проторенной ее родственницей Соломонией.

Кроме того, казнили еще некоторых бояр, заподозренных в соучастии.

Возможно, в первую минуту, поняв, что выбор Ивана Грозного пал именно на нее, Марфа Собакина и обрадовалась. Да что там «возможно» – наверняка обрадовалась. Она была на вершине счастья. Но она и предположить не могла, что борьба за право быть царицей на этом для нее не закончилась. Напротив, по-настоящему она только началась, и ценой победы будет сама жизнь девушки.




P.S. Царицу Марфу Васильевну похоронили в Москве, в кремлевском Вознесенском соборе.


В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, оно разместилось в Кремле, и Вознесенский монастырь, в состав которого входил собор, был закрыт. А в апреле 1929 года, по инициативе коменданта Кремля Р.А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую, в частности, входили К.Е. Ворошилов и А.Е. Енукидзе, постановила снести здания Чудова и Вознесенского монастырей, чтобы расчистить место для строительства военной школы ВЦИК. После этого сотрудники Оружейной палаты, спасая некрополь русских великих княгинь и цариц, перенесли их захоронения в подземную палату рядом с Архангельским собором Кремля. Там они хранятся и по сей день.

Одна из легенд, появившаяся на свет, как это ни странно, в середине XX века и кочующая по страницам многих исторических книг, гласит, что в августе 1929 года, впервые приподняв крышку белокаменного саркофага Марфы Собакиной, люди увидели ее нетронутые тлением тело и прекрасное лицо.

Т.Д. Панова по этому поводу пишет: «Трудно сказать, почему подобные слухи укоренились в среде историков. Сохранился дневник, в котором члены комиссии по вскрытию гробниц Вознесенского собора в 1929 году фиксировали все, что обнаруживалось в процессе изучения древних захоронений. Наверное, столь необычное состояние останков Марфы Собакиной потрясло бы их и нашло отражение в документе. Но в том-то и дело, что никаких биологических феноменов тогда не обнаружили – рассказы о них появились позже и являются, увы, только фантазией».


 В природных условиях средней полосы России случаи мумификации крайне редки, а уж связанный с Собакиной биологический феномен просто невозможен. Скорее всего, красивым вымыслом обросло другое явление, встречающееся в средневековых захоронениях, если саркофаг изготовлен из белого камня - известняка. Когда, например, вскрыли погребения сыновей Грозного, царевича Ивана и царя Федора, то увидели, что все ткани их одежды и саванов сохранили форму тел. А дело в том, что в процессе тления мышечной массы ткани заизвестковались и затвердели. Но стоило гробы вскрыть, как под воздействием свежего влажного воздуха саваны, быстро утратив жесткость, осели. Ничего другого не могло и быть.

Сохранившийся скелет царицы Марфы Собакиной по своему состоянию ничем не отличается от других из некрополя бывшего Вознесенского собора в Кремле. Пожалуй, только лучше, чем в некоторых захоронениях, сохранился до наших дней череп Марфы. Сегодня мы можем увидеть ее лицо. В 2003 году эксперт-криминалист и ведущий в России специалист по реконструкции облика человека по его останкам С. А. Никитин (из Бюро судебно-медицинской экспертизы при Комитете здравоохранения Москвы) восстановил портрет царицы Марфы Васильевны в виде скульптурного бюста, выполненного в бронзе. (С.Ю. Нечаев. указ. соч.)


_________________
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://magicmir.forum2x2.ru
 

Царь Иван Грозный и его восемь жен

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Четыре «лика» первого русского царя: Иван Грозный
» Восемь желаний
» Иван Царевич и Софья Палеолог
» Ритуал: восемь шагов реализации
» Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями и обычаями

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магический Оазис :: Гостиная форума :: Поговорим обо всём :: С миру по нитке-