Ко мне часто приходят молодые родители с вопросом: «Как научить ребенка основам веры?» Ведь сегодняшние мамы и папы росли в стране, где воинствующий атеизм считался нормой, многие из них обратились к Богу уже в сознательном возрасте. И теперь, искренне стремясь приобщить малыша к высшим ценностям христианства и церковной жизни, они понимают: им катастрофически не хватает опыта.
Действительно, как избежать роковых ошибок и крайностей — не вырастить из ребенка ханжу, или не отбить у него всякое желание ходить в храм? В свое время этими же вопросами задавался наш замечательный писатель и знаток детской души Корней Чуковский. У него самого были непростые отношения с Богом, но, когда подрастали его дети, Корней Иванович счел необходимым привить отпрыскам нормы православия, хотел, чтобы они ходили в церковь, причащались.
Трудный разговор
В 1911 году Чуковский опубликовал статью «Малые дети и великий Бог», посвященную сложностям воспитания веры в малышах. Наверное, она и сегодня, помогла бы многим родителям. В ней юмор и мудрость, серьезные проблемы и шуточные ответы. Говорить о Боге с дошкольниками и тогда и сегодня — трудно: недавно рассказав трехлетнему внуку о могуществе и воле «доброго дедушки», я получила в ответ «тогда пусть купит мне велосипед». Я смутилась и что-то пролепетала «он не ходит в магазин». «А-а, тогда и не говори, что он все может!»
Примерно о таких комично-нелепых ситуациях и писал Корней Иванович: «Вообще это сплошное отчаяние говорить с ребятами о Боге. Они все понимают буквально, их мышление — предметное, вещное. Отвлеченных понятий у них нет, и, преждевременно сообщая им о различных качествах Божьих, мы тем самым невольно побуждаем их богохульствовать, подстрекаем к кощунству». Нет, конечно, речь не идет о сознательном кощунстве. И Чуковский, разумеется, призывал пап и мам не ругать детей за то, что они невольно несут порой полную «ересь». Просто их жизненный опыт не позволяет осмыслить символы христианства.
Символ, а не чучело
Ну как объяснить малышу, например, смысл Причастия? Попробуйте заявить ему: мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы. Моя дочь, помню, до смерти испугалась первого причастия, подозреваю, именно в результате долгой беседы с бабушкой, которая на полном серьезе говорила с ней про кусочек «тела Христова», который надо будет проглотить. «Не буду есть покойника!» — зарыдала бедная девочка, а публика в церкви сердито шикала на нас как на кощунствующих хулиганов.
Или вот другой случай. Мой шестилетний племянник, показав на какую-то скульптуру в католическом костеле, громко спросил: «Это чучело бога?» Возмущению окружающих прихожан не было предела. Помилосердствуйте! Как объяснить маленькому мальчику, что изображение, которому молятся в храме, есть символ, а не «чучело»?
Важно понимать, что малыш строит свои мифы и сказки из подручного материала, вера для него – миф, сказка и немного игра. И во всем этом замешано чудо, а чудо — это не догма, а теплота и любовь.
Что читать?
Конечно, в процессе религиозного воспитания малыша очень важно чтение. Но какое? Мне кажется, не стоит начинать с Закона Божьего. Потому что многое из написанного там требует комментариев и разговоров с родителями, к тому же эта книга совершенно оторвана от детского опыта.
А вот чудесные сказки Пушкина и Андерсена, в отличие от Молитвослова, дают множество поводов поговорить с ребенком о христианском смирении и милосердии. Да и Бог, живущий в историях великих сказочников, близок и понятен маленькому человеку.
Если вы соблюдаете пост, а потом весело отмечаете дома Рождество и Крещение с елкой, колядками, гаданьями, радостно празднуете Пасху с куличами и крашеными яйцами, это дает малышу гораздо больше, чем сухое книжное поучение. Детская психика — тонкая вещь, не надо перегружать ее заумными беседами и догматами христианства. И не бойтесь стихийного детского язычества — страшилок, мультиков и фильмов про Гарри Поттера. Как говаривал Корней Чуковский: «У трехлетнего ребенка и Бог трехлетний». Пусть они взрослеют вместе.
Всему свое время
По мере взросления детям станет доступен и Новый Завет, и обаяние книг о святых старцах. Да, он будет задавать вам трудные вопросы: о жизни после смерти, о свободе воли, о смысле бытия и смысле страдания. И ответов будет ждать от вас, а не от строгого священника. Запаситесь любовью, теплом, призовите на помощь память о собственном детстве. Тогда вам не придется говорить о Боге всемогущем и вездесущем — скорее, как о любящем Отце, как о Создателе мира и высшего нравственного закона.
Дети очень легко воспринимают молитву, любят иконы, церковное пение и убранство. Не надо бояться, что поначалу маленький ребенок принимает батюшку за Бога. Это нормально, все дети начинают с этого. А поскольку они подражают родителям, то скоро приучаются исполнять заповеди и правильно вести себя в храме.
Автор: Маргарита Маноскина
Источник