Магический Оазис

всё о тайнах магии, предсказательные техники
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Инициационное расчленение в Северной и Южной Америке, Африке и Индонезии

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Гостья

Гостья


Сообщения : 2526
Дата регистрации : 2016-03-22

Инициационное расчленение в Северной и Южной Америке, Африке и Индонезии Empty
СообщениеТема: Инициационное расчленение в Северной и Южной Америке, Африке и Индонезии   Инициационное расчленение в Северной и Южной Америке, Африке и Индонезии EmptyЧт 02 Июн 2016, 14:48

1
По существу, и спонтанное призвание, и поиск посвящения – как в Южной Америке, так и в Австралии или Сибири – предполагают таинственную болезнь или более или менее символический ритуал мистической смерти, часто внушаемой в виде расчленения тела и обновления органов.

У арауканов выбор обычно проявляется в неожиданной болезни: молодой человек падает, «как мертвый», и, когда вновь обретает силы, объявляет, что он станет мачи . Одна рыбацкая дочь рассказала: «Я собирала ракушки между рифами, когда почувствовала как бы удар в грудь, и очень отчетливый голос изнутри сказал мне: «Стань мачи! Такова моя воля!» И тут от сильной боли внутри я потеряла сознание. Конечно же, это Нгенечен, владыка людей, вошел в меня» .

Обычно, как справедливо замечает Метро, символическая смерть шамана внушается долгим бессознательным состоянием и летаргическим сном кандидата . Неофиты ямана Огненной Земли натирают себе лицо до тех пор, пока не появится вторая или даже третья «новая кожа», которую могут видеть только посвященные. У бакаиров, тупи-имба и караибов определенно зафиксированы «смерть» (через табачный сок) и «воскрешение» кандидата . Во время праздника посвящения арауканского шамана мастера и неофиты ходят босыми стопами по огню и не обжигаются, а их наряды не загораются. Видели также, как они вырывают себе нос и глаза. «Посвящающий втолковывал простым смертным, что он вырвал себе язык и глаза, чтобы обменять их на язык и глаза посвящаемого. Он также проткнул кандидата палочкой, которая, войдя в живот, вышла через позвоночник, не вызвав ни кровотечения, ни боли . Шаманам тоба середину груди пробивают палочкой, которая входит в них, как ружейная пуля» .

Подобные черты засвидетельствованы и в североамериканском шаманизме. Посвящающие у майду помещают кандидатов в канаву, наполненную «лекарством», и «убивают» их с помощью «лекарства-яда»; после этого посвящения неофиты могут держать в руках раскаленные докрасна камни без какого бы то ни было вреда для себя . Посвящение в шаманское общество помов «Церемония Духа» включает страдание, смерть и воскрешение неофитов: они лежат на земле, как трупы, прикрытые соломой. Такой же ритуал встречается у племен побережья – юки, хучном и мивок. Комплекс церемоний посвящения у шаманов племени помо носит примечательное название «разрезание». У ривер патуин пупок кандидата в сообщество Куксу пробивается, как считается, копьем и стрелой самого Куксу; кандидат умирает, а затем воскрешается шаманом . Шаманы луисеньо «убивают» друг друга стрелами. У тлингитов первая одержимость кандидата-шамана проявляется в виде транса, сваливающего с ног. Неофита меномини посвящающий «побивает» магическими предметами, а затем воскрешает . Нет необходимости добавлять, что почти во всей Северной Америке обряды посвящения в тайные общества (шаманские или иные) включают ритуал смерти и воскрешение кандидата .

Ту же символику мистической смерти и воскрешения – либо через таинственные болезни, либо в виде шаманских церемоний посвящения – мы встречаем также в других регионах мира. У суданцев, живущих в горах Нуба, первый обряд посвящения называется «голова», и, по рассказам, в ходе этого обряда «вскрывается голова новичка, чтобы в нее мог войти дух» . Однако известны посвящения и в результате шаманских сновидений или особых событий. Например, у одного шамана в возрасте около тридцати лет было несколько значительных видений: ему снился красный конь с белым брюхом, леопард, положивший ему лапу на плечо, змея, укусившая его, – а все эти животные играют значительную роль в шаманских видениях. Вскоре после этого он вдруг задрожал, потерял сознание и начал прорицать. Это был первый знак «избрания», но он ждал еще двенадцать лет, прежде чем его посвятили в куйуры. У другого шамана снов не было, но однажды ночью в его шалаш ударил гром, после чего «он лежал несколько дней, как мертвый» . Колдун амазулу рассказывает своим друзьям, что ему снилось, как его унесла река. Ему снятся различные вещи. Его тело ослаблено, и к нему приходят сны. Ему снится многое, и, проснувшись, он говорит своим друзьям: «Мое тело сегодня разбито на части. Мне снилось, что многие люди пытались меня убить. Я убежал от них, сам не знаю как. После пробуждения в одной части моего тела появились одни ощущения, а в другой – другие. Мое тело теперь не всюду одинаково».

Во сне ли, в болезни или в церемонии посвящения, центральный элемент всегда остается тем же: символическая смерть и воскрешение неофита с расчленением тела различными способами (четвертование, разрезание, вскрытие живота и т. п.). В приведенных ниже примерах умерщвление кандидата посвящающими мастерами обозначено еще более отчетливо.

Вот первое посвящение знахаря на Малекуле: «Некоего бвили из Лол-наронг посетил сын его сестры и сказал ему: «Я хочу, чтобы ты мне что-то дал». Бвили спросил: «А ты выполнил условия?» – »Да, я их выполнил». – «Ты не спал с женщиной?» На это племянник ответил: «Нет». Бвили: «Это хорошо. Иди-ка теперь сюда. Ложись на этот лист». Юноша лег на лист. Бвили сделал себе нож из бамбука, отрезал юноше руку и положил ее на двух листах. Он засмеялся, глядя на племянника, и тот ответил ему взрывом смеха. Тогда бвили отрезал вторую руку и положил ее на листах рядом с первой. Когда он обернулся, они снова оба засмеялись. Бвили отрезал ногу вместе с бедром и положил ее рядом с руками. Обернулся, смеясь вместе с юношей, отрезал вторую ногу и положил рядом с первой. Обернулся, смеясь. Племянник тоже не переставал смеяться. Наконец, бвили отрезал голову и, держа ее перед собой, засмеялся, и голова тоже засмеялась. После этого он приложил голову к туловищу, взял отрезанные руки и ноги и тоже приставил их к своим местам». Продолжение этой церемонии посвящения включает в себя магическое преображение мастера и ученика в курицу – хорошо известный у шаманов и колдунов символ «способности летать», к которому мы еще вернемся.

Согласно традиции папуасов киваи, некий мужчина был ночью убит духом умершего (оборо), который вынул из него все кости и заменил их костями оборо. Когда дух воскресил его, мужчина оказался подобным духам, то есть стал шаманом. Оборо дал ему кость, с помощью которой он мог вызывать духов.

У даяков Борнео посвящение мананга (шамана) включает три различные церемонии, соответствующие трем ступеням даякского шаманизма. Первая ступень, бесуди (слово, означающее, по-видимому, «ощупывать, касаться»), является самой элементарной и доступной за очень небольшую денежную сумму. Кандидат лежит, как больной, на веранде, а другие мананги целую ночь выполняют над ним движения руками. Можно предположить, что таким образом они обучают будущего шамана открывать болезни и лекарства путем ощупывания больного. (Не исключено, что при этом старые мастера внедряют магическую «силу» в тело кандидата в форме маленьких камешков или других предметов.)

Вторая церемония, беклити («открытие»), более сложна и носит чисто шаманский характер. После ночи заклинаний мананги ведут неофита в комнату, отделенную перегородкой. «Там, как они говорят, они отрезают ему голову и вынимают мозг, затем, обмыв его, вкладывают обратно, чтобы дать кандидату прозрачный ум, способный проникать в тайны злых духов и болезней; затем они вкладывают ему в глаза золото, чтобы сделать его зрение достаточно острым, способным видеть душу, где бы она ни заблудилась, куда бы ни забрела; на кончики пальцев они вживляют ему зазубренные крючки, чтобы дать ему способность схватывать души и крепко их держать; наконец, пробивают его сердце стрелой, чтобы сделать его сострадательным и полным сочувствия к больным и страждущим». Конечно, церемония символична; на голову неофита кладется кокосовый орех, затем его разбивают и т. д. Существует еще и третья церемония, венчающая шаманское посвящение; она включает экстатическое путешествие в Небеса по ритуальной лестнице. К этой финальной церемонии мы еще вернемся в одной из следующих глав.

Как видим, здесь мы имеем дело с церемонией, символизирующей смерть и воскрешение кандидата. Замена внутренностей осуществляется ритуальным способом, не обязательно подразумевающим экстатическое переживание сна, болезни или временного помешательства австралийских или сибирских шаманов. Обоснование смысла замены органов (обретение лучшего зрения, чуткости сердца и т.д.) – если оно аутентично – показывает, что первичное значение обряда уже забыто.

Мирча Элиаде
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Инициационное расчленение в Северной и Южной Америке, Африке и Индонезии

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
»  Инициационное расчленение в Северной и Южной Америке, Африке и Индонезии
»  Обретение шаманских способностей в Северной Америке
» Магия в Африке
»  Шаманизм в средней и северной азии
» Убрать привязку мёртвого (покойника, некропривязку). Магия Северной традиции

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магический Оазис :: Магия :: Шаманизм :: Шаманизм разных народов :: Североамериканский шаманизм-