Магический Оазис

всё о тайнах магии, предсказательные техники
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Шаманский бубен как модель вселенной

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Гостья

Гостья


Сообщения : 2526
Дата регистрации : 2016-03-22

Шаманский бубен как модель вселенной Empty
СообщениеТема: Шаманский бубен как модель вселенной   Шаманский бубен как модель вселенной EmptyПн 16 Май 2016, 08:44

1
Шаманский бубен как модель вселенной 12676573
Бубен, как и все шаманские атрибуты, являлся «священным» предметом. Бубнами владели и пользовались немногочисленные избранники-шаманы, которые были заинтересованы в сохранений древних форм атрибутов культа. Шаманы сознательно консервировали, строго передавали из поколения в поколение традиции устройства и оформления своих бубнов.

Бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом, он в то же время, по представлением сибирских народов, был и сложным символом, вещественным выражением шаманской идеологией. Помимо этого, бубен в известной степени отражал художественную культуру того или иного народа, у которого он бытовал. Художественное выполнение бубна было обусловлено искусством не только самого шамана, но и мастерством его сородичей, на которых возлагалось обязанность устройства бубна. Почти у всех народов Сибири не сам шаман делал себе культовые атрибуты, а их изготовляли, «выдавали» ему сородичи. При этом часть работы выполняли женщины: они выделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если для этого требовала традиция. Мужчины заготовляли деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески, рисовали установленные традицией рисунки на бубне.

Бубен состоит из деревянного обруча круглой или овальной формы, называемого «обечайкой». Ширина обечайки варьирует у разных народов от 2,5 до 20 см. Материалом для обечайки служили разные породы деревьев.

Пластину, назначенную для обечайки, выгибали либо над открытым огнем, либо с помощью специального приспособления. Затем концы ее сшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка.

Почти у всех народов Сибири обечайка на внешней и внутренней сторонах имела определенные приспособления. На внешней стороне – ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, на которой натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкие ремешки, шкурки и т.д.

На некоторых бубнах по краям обечайки прикрепляли узкие сарговые полосы (черемуховое лыко). При таком устройстве кожа, натягивающая на бубен, не прилегала плотно к обечайке, между обечайкой и кожей образовывались полости - резонаторы. Иногда в обечайке делали прорези-щели, посредством которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна. Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбики были различной формы. Встречались бубны, имевшие столбики четырех различных форм ( у якутов). Иногда выступы на внешней стороне обечайки, образованные столбиками, прикрывались железными круглыми «шапочками», предохранявшими кожу бубна от разрывов (кеты). На внутренней стороне обечайки прикрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками; исключения составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась к внешней стороне бубна, снизу.

Материалом для изготовления рукояти служило дерево (почтит всегда береза), олений рог, моржовый клык, железо и иногда ремни. По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либо крестовину.

На обечайку натягивали шкуру животного. Чаще всего это была шкура дикого(реже домашнего) оленя, лося, марала и т.д. По видимому, установившаяся традиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнему хозяйственному укладу каждого конкретного народа. (охотники на морского зверя натягивали на бубны кожу желудка моржа, рыболовы – рыбью кожу и т.д.)

На обтяжку использовали верхнюю часть шкуры, так как эта часть считалась «чистой» .

Выделывали шкуры с разной степенью тщательности. Одни народы брали выделанную сырую шкуру, лишь состригая с нее шерсть; другие – выделывали ее до тонкой светлой кожи; некоторые народы продымливали шкуру, коптили ее над костром.

Способы прикрепления кожи к обечайке были неодинаковые у разных народов. Так чукчи и эскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к обечайке, а иногда приклеивали ее; амурские народы нивхи, айны, а так же буряты и маньчужуры только приклеивали; ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильную нить и в нескольких местах прикрепляли кожу к обечайке деревянными гвоздями или пришивали ее; алтайцы, якуты,эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришивали кожу к краю обечайки, оставляя при этом широкий ее край свободным, собирая его на жильную нить.

На многих бубнах красками наносились рисунки на внутреннюю и особенно на внешнюю сторону обтяжки бубна (у долганов, алтайцев), а иногда и на обе стороны ее стороны (у алтайцев, энцев). Встречались бубны, у которых рисунки наносились на обе (или одну) стороны обечайки. Обычно для нанесения рисунков применялась красная краска, реже – белая и черная, а у некоторых групп эвенков – зеленая и желтая.

По указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшейся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определены для каждого народа. Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т.д.

Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа вселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней куполообразного неба опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов.

Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова.

При бубне имелась колотушка. Колотушки мене разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки.( шорцы). Лопаточку обтягивали камусами самца оленя, косули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшим при гадании и лечении.

Приемы гадания и лечения колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы.

Таково в общих чертах устройство бубнов.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Шаманский бубен как модель вселенной

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Шаманский бубен как модель вселенной
» Бубен шамана
» Шаманский щит и Ловец Снов
»  Шаманский сеанс у ачумавов
» Шаманский опыт Кеннет Медоуз

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магический Оазис :: Магия :: Шаманизм :: Шаманизм разных народов :: Бурятский шаманизм-